Демократия: право или награда? завоевание или благословение?

Место ли демократии в России? На сегодняшний момент, разумеется.

Предвижу гневные осуждения, но, тем не менее, скажу то, что думаю, без утайки: вопреки распространенному мнению, убежден, что демократия НЕ является ПРАВОМ каждой нации, страны. А является НАГРАДОЙ СВЫШЕ обществу с соответствующим ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫМ МЕНТАЛИТЕТОМ.

Россиянам даны были Богом 90-е годы. Годы совершенно незаслуженного Россией приближения ее системы политического управления к демократической, совершенно незаслуженного перехода к рыночной, так сказать, экономике и совсем уж незаслуженной свободы слова и прочих политических, экономических, интеллектуальных и духовных свобод. То, что изначально заслуживал человек, созданный свободным, для жизни в обществе, построенном на библейском фундаменте, было перечеркнуто пришедшим в мир грехом. И теперь не заслуги чьи-либо могут что-либо изменить в лучшую сторону. Но лишь благодать Божья. Прощение и благословение Его. И, произнося «заслужено» или «не заслужено», мы имеем в виду именно это.

Увы, «прощение», «благословение», «проклятие» – слова, которых политики и публицисты избегают, как кто-то там каких-то благовоний. Одни – по своей недалекости, другим их в е р х о в н ы й запрещает.

Для строительства ли (или там завоевания) демократии и рынка было дано россиянам последнее десятилетие XX века? Думается, что нет. Господь это Сам, без наших скудных умов устраивает. С участием человеческой интеллектуальной и прочей трудовой деятельности, разумеется, и в то же время это делает Он, а не люди (Дан. 2:21). А дано было это «оттепельное» десятилетие для принятия как можно большим числом россиян живого слова Божьего.

Но… «Бог дал – Бог взял». (Или «Бог дал – дьявол взял».) Неважно сдала Россия этот экзамен. Было при коммунистах, допустим, 0,001 или там 0,01 процента населения страны с Господом; стало при капиталистах, допустим, 0,1 процента. На том и остановились. А в странах развитых, цивилизованных, как их называют – целые проценты, вплоть до десятка (в США).

[Оценки не мои, разумеется. Из разных источников. И не могут рассматриваться в качестве репрезентативных статистических данных. Но дело здесь не в самих цифрах – для понимания сути в данном случае вполне достаточно качественных сравнительных характеристик: больше, меньше, гораздо больше, гораздо меньше. Если же, с целью отвлечься и развлечься, использовать утилитарный математический подход, то, усредняя в достаточно больших пространственных и временных масштабах, можно сказать, что плотность проживания сил тьмы, духов злобы поднебесной в данной стране обратно пропорциональна плотности проживания в ней истинно верующих.]

Вот вам и развитие, вот вам и цивилизация. Вот вам ФУНДАМЕНТ для всего этого. Без Бога истинного – что? Страна Лимония или страна Газпромляндия – две вариации одной и той же сущности. Пусть меня проклянут представители иных конфессий-деноминаций, но истинная демократия и полностью цивилизованный рынок возможны только в странах с протестантским менталитетом. А также в «протекторатах» и «доминионах» таких стран. Минимальная коррупционность и вообще минимальный правовой нигилизм – там же. В России же после окончания эпохи коммунистического идеологического гнета значительная масса населения Иисусу Христу предпочла со всей силой свого высвободившегося духа религиозный культ, идолопоклонство, а также астрологию, разного рода бесовские культы и мировоззрения. Если приплюсовать сюда оставшихся адептов атеизма, получится ПОЧТИ сто процентов.

В безбожной стране революционное десятилетие – кровавое оно или нет, или частично – почему-то непременно сменяется тиранией. Стабильностью кладбищенского типа. Так было во Франции два века назад, когда на революционном коне триумфально въехал диктатор в сильно подуставшую от резни и хаоса страну; так было в России – Советском Союзе, где десятилетие-землетрясение 1917-27 годов, первая половина которого была необычайно кровавой и разрушительной, а вторая ознаменовалась гигантским экономическим подъемом, сменилось известно чем. Десять лет почему-то длилась и хрущевская «оттепель».

Нынче снова в стране воцаряется Кладбищенски Политически Стабильная Система (КПСС). С каждым годом XXI столетия – все больше и больше откат назад от 90-х. Откат в «совок». Как кинопленка, крутящаяся в обратную сторону. Параллельно над страной сгущается замогильный дух с христианской лексикой. Все это является вполне ожидаемым следствием вышесказанного.

[Кто-то хочет пойти еще дальше – сделать Россию нью-Византией. Нечто вроде православного Ирана. Это их право – хотеть. Главное, чтобы, стремясь воплотить в жизнь то или иное желание, никто не выходил за рамки правового поля, какое ни есть, а там уж – как Господь положит.]

При всем моем позитивном пока что отношении к личности нынешнего президента, никакой это на самом деле не президент. Глава государства – да. Но словом «президент» не всякого государства глава имеет право именоваться. И выборы сегодня в России – никакие не выборы, парламент – никакой не парламент, т.н. «суверенная демократия» – никакая не демократия. Тем не менее, 2 марта 2008 года я ходил на выборы, как обычно.

[Ходил – в буквальном смысле, пешком до избирательного участка. И без всяких выходок экстравагантных с бюллетенем. А то один мой знакомый взял да перечеркнул все фамилии в своем бюллетене и написал: «Х. Клинтон». И галочку напротив поставил. Дескать, раз превратили выборы совсем уже в полный балаган, то приходится так вот юмором спасаться.]

Голосовал, как всегда, дабы исполнить свой почетный гражданский долг и реализовать свое неотъемлемое гражданское право, дарованное мне Конституцией. И того, кто был объявлен по итогам тогдашних выборов президентом страны, называю таковым и считаю главой государства как законопослушный гражданин, не кивая на характер тех предвыборной и выборной кампаний.

Возвращение к КПСС – хорошо это или плохо?

А вопрос этот и не должен ставить христианин. Всякая власть – от Бога. И если Господь определил тебя в эту систему, если ты живешь в данной стране в данное время, значит, ИМЕННО В ЭТОЙ системе ты должен решать ГЛАВНУЮ ЗАДАЧУ ХРИСТИАНИНА: чтобы как можно больше людей услышало Благую Весть. Если задача сия является ГЛАВНОЙ ЦЕЛЬЮ твоей ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в этой жизни, если вся остальная твоя жизнь так или иначе подчинена ей и если ты руководствуешься в этой деятельности исключительно волей Божьей, а не собственной, желаешь и умеешь постоянно слушать Его голос и подчиняться этому голосу, то иные голоса имеют для тебя несравненно меньшее значение. Вплоть до никакого. Будешь ли ты так или иначе сотрудничать с этой властью или мысленно пошлешь ее подальше – это не имеет ни малейшего значения, если все твои решения имеют под собой указанную цель. Служить этой цели можно, как сотрудничая с властью и даже работая государственным служащим (чиновником в условиях тотальной коррупции и вообще сплошного правового нигилизма вряд ли получится у христианина, а клерком – можно вполне), так и отстоя от власти на почтительном расстоянии и повернувшись к ней спиной. Служение данной цели независимо от обстоятельств, вернее, при любых обстоятельствах, но с учетом их, есть один из основных пунктов смирения перед Господом и послушания Ему. Стремиться узнать правду Божью, не как тебе удобнее ее понимать, но Его видение правды, и свидетельствовать о ней так, такими способами, как есть на то Его воля в данных обстоятельствах – вот и все. А не бороться так или иначе с конкретными имяреками, не критиковать кого-либо из них (обличение друг друга с любовью – сугубо внутрицерковное дело детей Божьих, и порядок сей четко прописан в Библии).

Политика и экономика интересуют нас, христиан, лишь в той мере, в какой они связаны с ФУНДАМЕНТОМ ЗДАНИЯ общественного устройства, то есть духовно-нравственным состоянием общества, БАЗИРУЯСЬ на нем. А межличностная политика – «Иванов против Петрова; за кого из них Сидоров?» – это, извините, не наше.

Те, кто все это понимает, именно так подходили к своей миссии на земле в советские годы, в «черные», «лихие» (для кое-кого) 90-е, именно так подходят и сейчас.

Предвижу возражения: как можно было нести Благую Весть в условиях советской власти, такой жестокой и такой безбожной, когда за разговоры о Боге, дескать, сажали в концлагеря и пр.?

[Между прочим, за живое Слово отлавливала и царская охранка, особенно в последние годы своего существования, вдохновляемая столпами мертвой религии. Но один лишь Господь им судья – Он и судил тех и других впоследствии, отдав в руки безбожников.]

А кого в основном хватали те или иные гонители – временные, как и все гонители? Тех ли, кто жил по Слову, а не копировал слепо кого-то, лелея при этом собственную самонадеянность? Не говорит ли нам Господь, что в определенных Им рамках руки в р а г а коротки и что, выходя за эти рамки, мы развязываем последнему руки?

«Не обличай кощунника…» (Пр. 9:8).
«Человек рассудительный скрывает знание, а сердце глупых высказывает глупость» (Пр. 12:23).
«Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда» (Пр. 13:3).
«Разумный воздержан в словах своих и благоразумный хладнокровен» (Пр. 17:27).
«Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом» (Пр. 19:21).
«Помышления прилежного стремятся к изобилию, а всякий торопливый терпит лишение» (Пр. 21:5).
«Кротостью склоняется к милости вельможа, и мягкий язык переламывает кость» (Пр. 25:15).
«Не отвечай глупому по глупости его, чтобы тебе не сделаться подобным ему…» (Пр. 26:4).
«Видал ли ты человека, мудрого в глазах его? На глупого больше надежды, нежели на него» (Пр. 26:12).
«Видал ли ты человека, опрометчивого в словах своих? На глупого больше надежды, нежели на него» (Пр. 29:20).
Наконец…
«Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7:6).
И поэтому…
«Поэтому разумный безмолвствует в это время, ибо злое это время» (Ам. 5:13).

Господь говорит нам: «Слушайте Меня, а не себя, старайтесь как можно больше и глубже познать слово Мое, но не уповайте на свои куцые знания, а уповайте на Меня. И в каждой конкретной ситуации ищите Мою волю и исполняйте ее. Тогда в любой ситуации, в любых условиях, при любой системе власти вы сможете выполнять свою главную задачу – нести людям весть о Христе – так, как это возможно в данных конкретных условиях и как оно в данный момент соотносится с Моими замыслами».

Чем скрупулезнее человек исполняет волю Божью, тем меньше у него неприятностей на земле и больше награда на небе. Любовь к Богу и послушание Ему – вот два связанных воедино параметра, практически синонимы, по которым верующий получает награду свою.

Следует всегда помнить, что чем значительнее роль кого-то в воинстве Божьем, тем желаннее, вожделеннее он в качестве добычи для в р а г а (не НАТО имеется в виду, не «Аль-Каида», не классовый враг и не клановый, не режим и не оппозиция, а имя ему – враг рода человеческого). И если такой верующий подменяет волю Господа собственной, будучи глубоко убежденным, что раз он такой доблестный воин, то его воля непременно совпадет с Божьей, тогда он может стать легкой добычей дьявола. Человек может считать себя при этом пострадавшим за веру, или его могут считать таковым, а на деле – за халатное отношение к Божьим требованиям.

Наконец, бОльшие трудности распространения Слова в какой-то стране по сравнению с другой – не то чтобы воля Бога; так не следует говорить; но есть проклятие для страны, каковое налагает Он, и этот фактор необходимо учитывать, дабы борьба за исполнение Божьей воли не приобретала характер, не соответствующий ей.

Страдать же стоит только тогда, когда Он проводит тебя через страдания, по Своей воле, в соответствии с каким-то, Ему лишь ведомым, планом. И если Господь побуждает тебя идти в пекло риска, если Дух Святой ведет тебя туда, а не твои собственные амбиции или легкомысленность, тогда иди. Тогда это будет актом послушания Ему. И награда твоя будет тебе. Тогда и смерть телесная не имеет никакого значения. Для тебя. Для Него имеет. «Дорога в очах Господних смерть святых Его!» (Пс. 115:6). А конструировать себе страдания собственноручно – это уже называется суицидо-мазохизм, а не христианство. Больше думать и молиться. Молиться и думать. Инакомыслящих не преследуют. Преследуют инакоговорящих. Потому и сказано: «Язык мой – враг мой». А не ум. И тем более разум.

Хочу быть правильно понятым. Все нормальные люди скорбят о жертвах репрессивных режимов. Им и их родным – наше сочувствие. Тем более пострадавшим за веру. Но особый почет и слава – тем безвестным для земной истории (но не для Царства Божьего – там они не только известны, но и соответствующим образом прославлены) воинам Господним, кто в лихие годы, питаясь от премудрости Божественной, нес людям Благую Весть и оставался при этом недосягаемым для дьявола, поскольку находился под защитой Господа, будучи верным Его слову и потому мудрым! Были даже люди, умудрявшиеся вести довольно эффективную «подрывную деятельность» против антихристианства внутри самых что ни есть сатанинских структур советской власти и оставшиеся целыми, невредимыми, на свободе и ушедшие к Господу в свое время, с полным миром в душе.

Возвращаясь ко дню сегодняшнему. Нужны не попытки что-то изменить в политике или экономике своими силами, тем более изменить общественно-политическое сознание общества или какой-то его части, не стенания по поводу отсутствия у нас гражданского общества (здрасьте вам! откуда ж ему взяться?), не обругивание власти ровно настолько, насколько она в данный момент позволяет, но строительство правильного фундамента этого общества. Без прочного основания такая гигантская страна все время будет куда-то рушиться со страшным грохотом и ужасными последствиями. А таковое строительство заключается лишь в одном: БЛАГАЯ ВЕСТЬ. Как уж будет формироваться фундамент, какие конкретные формы будет обретать – не твоя забота. Но Божья. Твоя заключается лишь в том, чтобы нести людям живое Слово, либо, что менее заметно, но не менее важно, участвовать в создании для этого более благоприятных условий, чем имеются. Как и где только можешь. От переноса стульев в церкви до… И действия свои при этом постоянно сверять с Его волей для конкретных обстоятельств и конкретно для тебя. Есть вещи вечные, незыблемые, а есть присущие каким-то частным случаям, и для этих, прежде всего, случаев нам и дан Дух Святой, без чьего водительства мы не сможем должным образом исполнять свою главную задачу.

Сейчас, слава Господу, мы имеем возможность более или менее открыто проповедовать Евангелие. И уже менее открыто, чем в 90-е, но еще имеем некоторую возможность высказывать свое мнение, мнение людей, преданных Богу, по поводу актуальных проблем в стране и мире – с библейских позиций, разумеется. Так и надо это делать настолько открыто, насколько возможно сегодня. И не тратить попусту время и силы, подвергая к тому же себя совершенно лишней опасности, на попытки создать что-либо или повлиять на что-то в политике, экономике данной страны или там напрямую, собственноручно улучшить менталитет ее граждан.

В Китае, например, все больше жителей понимают это, и результат – налицо. Год от года китайское чудо все пышнее и пышнее расцветает на глазах у изумленного человечества. После бесплодной, с массовыми жертвами, попытки политических перемен на печальной памяти площади в Пекине, они не повторяют более таких ошибок. Вместо того церковь Христова растет там не по дням, а по часам, что называется. И вслед за этим расцветает китайская экономика невиданными темпами. Сегодня КНР – уже самый крупный в мире импортер нефти (наше им огромное от благодарных россиян!). Не за горами и внутриполитические перемены как следствие благословения Божьего, а не шумных кампаний оппозиции и всяких там революций цветистых раскрасок и красочных расцветок.

А там, где все упование было возложено на радужные площадные революции, впереди – увы, кроме возможного вступления в совершенно чуждый по ментальности блок, где дремучие по тамошним понятиям народы нужны больше для политических козырей, чем для приятного соседства, никаких радужных перспектив не видится. Видятся лишь те же расцвет коррупции, борьба за овладение избирательными комиссиями, средствами массовой информации, тоталитарные поползновения любого, кто находится у власти. События, возникающие в ряде малых стран бывшего СССР, не говоря уж о постепенной реставрации советской власти в России в XXI веке, подтверждают постулат о том, что не благословленное Богом общество не в состоянии правильно распорядиться данной ему временно свободой, дабы временность перешла в постоянство. И быстро устает от свободы. «Апельсин» скоро может потемнеть естественным путем, и оранжевый цвет запросто может перейти в коричневый. (Дай, Бог, ошибиться в этом мрачном предвидении в отношении как можно большего числа новых стран!)

Люди есть люди. Российские коммунисты, оставшись без власти и основной доли «золота партии», которые прихватила с собой переметнувшаяся от них номенклатура, оказались чуть ли не самыми ярыми поборниками демократии. Демократы или те, кто называл себя таковыми, потеряв свою долю номенклатуры и, соответственно, власти, охладели к политике и ушли в бизнес. Ну, как тут лишний раз не вспомнить стихи из Библии, категорически не рекомендующие уповать на человеков.

[Кстати, из области рекомендаций. Беседуя с российскими демократами-либералами о духовной первооснове процветания страны, стоит проявлять известную осмотрительность. При упоминании имени Христа в них нередко вселяется… скажем так, страх, посеянный в свое время черносотенцами и тому подобными обезьяноподобными.]

Из российских примеров исполнения христианами главной цели своей земной деятельности хотелось бы отметить следующий. Во второй половине 2007-го – начале 2008-го (надо ж, какое совпадение по времени с кипением, перешедшим под конец в легкое бульканье, избирательных страстей в России!) миссионеры из пермской церкви «Новый Завет» открыли дополнительные пункты данной конгрегации в ряде крупных городов страны. Это и есть реальные дела их на благо своей родины в конкретных нынешних условиях.

[К слову, в копилку фактов и аргументов. Пермская христианская община «Новый Завет» образована в 1991 году. Сегодня она насчитывает порядка 4 тысяч членов. В течение 90-х годов Пермская область (ныне – край) вышла в число наиболее экономически благополучных, социально спокойных и с демократически настроенным электоратом среди российских регионов. А в одном из самых криминогенных прежде районов Перми – Мотовилихинском – после того как конгрегация, купив около 6 лет назад расположенный в данном районе бывший дворец культуры имени тов. Ленина, обосновалась в этом здании, преступность стала одной из самых низких в городе. При этом церковь «Новый Завет» никогда не вела никакой политической агитации, молится только разве что за страну, город, за власти, не облизывая им при этом ничего, а вся ее «воспитательная работа» сводится лишь к проповеди Евангелия всем, кто желает слушать.]

Давайте, подытожим. Без Божьего благословения не будет ни демократии, ни рынка нормального. И через философии и художественную литературу гуманистского толка человеческую породу не улучшить. И вместо бесплодных попыток скопировать политико-экономическую систему в развитых странах, нам нужно живого, истинного Господа искать. Остальное приложится.

Виталий Александров

Комментарии

Ыстынов - 12.02.2011 14:18:55

Думаю, что действительно, нужно думать о Горнем. А остальное - приложится.


Владимир - 09.05.2013 16:14:43

Движение вперёд медленно, по ступеням поколений. Для того, чтобы двинуться на один шаг, нужно, чтобы вымерло целое поколение. Теперь надо, чтобы вымерли бары, вообще богатые, не стыдящиеся богатства, революционеры, не влекомые страданием несоответствия жизни с сознанием, а только тщеславием революции, как профессии. Как важно воспитание детей следующих поколений. Только бы поняли, что люди не сыны патриотических правительств, а сыны Бога, и потому не могут быть ни рабами, ни врагами других людей.
Лев Толстой


Думало - 17.05.2013 20:13:50

Если уж размышлять по-христиански, то Лев Толстой - явно не лучший авторитет, на который можно ссылаться. Апостол Павел-то больше в этом разбирался.


Имя:

Код подтверждения: введите цифрами сумму чисел: 5 + 3

Текст:

Жанры

Активные авторы

Все авторы: