Нынешний год не радует обилием сельскохозяйственной продукции. Средства массовой информации не перестают сообщать о последствиях засухи. Много говорят о погибших посевах, о скудном урожае, о возможном дефиците продуктов питания. Но это не останавливает верующих отказываться от ежегодного праздника, имеющего самое прямое отношение к урожаю.
Каждую осень верующие евангельских церквей в одно из воскресений приносят с собой на богослужение что-нибудь из фруктов и овощей, и украшают ими специальное место в Доме молитвы. Эта традиция называется «Праздником Жатвы», суть которого заключается в том, чтобы поблагодарить Бога за посланный им урожай. О том, стоит ли отмечать этот праздник в этом году мы попросили рассказать пастора церкви евангельских христиан-баптистов «Преображение» г. Самары Виктора Семеновича Рягузова.
- Виктор Семенович, расскажите в двух словах о сути праздника жатвы. Что он собой представляет? - В Библии есть прямое повеление праздновать этот праздник. Отмечая его мы, прежде всего, благодарим Бога за то, что Он не оставил нас без насущного хлеба. Мы благодарим Его за удивительную мудрость, которая явлена в произведениях земли, в плодах, в ягодах, фруктах и т.д. Еще праздник жатвы – это побуждение верующих поделиться добром с теми, кто этого добра не имеет. Мы распределяем часть плодов среди больных. Помимо того мы угощаем детей. Не все родители могут позволить себе приобрести своим детям сладкие груши, виноград, и когда их детям дарят их в церкви, они, конечно, очень радуются.
- Откуда повелась эта традиция? - Точно не могу сказать когда и где, но одно ясно, что она появилась достаточно рано. В 1920-х годах этот обычай уже был повсеместно распространен в евангельских церквях. В те времена Россия была аграрной страной и этот праздник был особенно близок населению, занятому крестьянским трудом. Окончив жатву, верующие благодарили Бога за то, что имеют что-то на зиму, что их дети не будут голодать. Россия иногда знала времена тяжелых голодных годин, и это сохранялось в народной памяти. Поэтому, если такая страшная участь миновала, конечно, это побуждало верующих особо благодарить Бога.
- В этом году во многих регионах России урожай выдался более чем скромный, есть ли смысл благодарить Бога, когда мы видим такие ужасные последствия засухи? - Если бы даже вообще ничего не выросло бы, мы должны и тогда благодарить Бога. Важно верить в Бога ради Него самого, а не ради того, что Он дает. У пророка Аввакума есть очень интересное слово, он сказал: «Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, - но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего». Когда человек благодарит Бога при неурожайных годах, это подчеркивает бескорыстие его веры. Даст ли нам Бог много урожая, даст ли мало или вообще не даст – мы должны Ему служить именно ради того, что он Бог».
- Как быть тому, кто не имеет этого чувства благодарности, потому что вроде как благодарить не за что? - Чтобы быть благодарными нужно совсем немного. Нужно просто понять, что благодарность Богу за корку хлеба – это удивительная вещь, это демонстрирует бескорыстие нашей веры. Это показывает, что мы можем доверять Божьему промыслу. Мы привыкли ко многим вещам – к тому что всегда можно легко и относительно недорого купить картофель, к яблоками, к помидорам и ко всему, что росло на наших участках. Пользуясь этими благами, многие из нас даже не думает за это сказать Богу спасибо, но вот теперь, когда Господь поставил нас в такие условия, мы понимаем, что зависим от него.
- Почему за то, что у нас выросло, нужно благодарить Бога? Разве то, сколько мы соберем, не зависит от нас и от того, какая выдалась погода? - Я вспоминаю историю, как в антирелигиозные годы в одной деревне повесили плакат: «Нам поможет колхоз, а не Иисус Христос». Кто-то из верующих приписал внизу: «Если Бог пошлет мороз, не поможет и колхоз». Действительно, если Бог не благословит, это будет бесполезным трудом. Бог заповедал нам трудиться, но наши усилия, иногда отчаянные усилия, не дадут результата, если Бог не благословит. Это Он посылает солнце, дожди и времена плодоносные. Если мы припишем результат человеку и воздадим славу человеку, то мы украдем Божью славу, но если мы прославляем Бога, то обогащаем сами себя. Потому что в ответ на это Он обязательно пошлет здоровье земледельцам и успех земледельцам. И даже скудная земля произрастит достаточное количество продуктов питания.
- Получается, что от людей вообще ничего не зависит? - Я не против, чтобы поблагодарить земледельцев за их усердный труд, это будет нормально, но я хочу сказать, что львиная доля нашей благодарности должна принадлежать Богу. В Библии написано: «Насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий», поэтому будет неразумно воздавать славу человеку и забывать о Боге.
- Если все зависит от Бога, то почему Бог порой недодает? Вот, в этом году засуха – это что, Божья кара? - Бог является весьма сердобольным существом, в Библии сказано, что Он любит миловать. Он не заинтересован в наказании человека. Его сутью является любовь. Но уж если сердобольный, милосердный, жалостливый Бог допускает такие вещи как пожары, как неурожай, как смерть – это означает только одно: люди чрезвычайно досадили Ему своими грехами, так что даже долготерпеливый Бог вынужден вразумлять людей посредством боли. Посредством плохого Бог лишает нас каких-то материальных благ, но этим он хочет сказать, что человеку нужно покаяться. Он готов восстановить все блага, если человек покается. Ответственность наша заключается в том, чтобы быть внимательными к действиям Бога.
- Что вы имеете в виду под словами «внимательными к действиям Бога»? - Мы должны спросить себя: «Вот неурожай. Либо Бог посылает его для испытания нашей веры (такое бывает), либо Он посылает его из-за нашего греха?» Как узнать, это испытание веры или наш грех? Тест прост: если в нашей жизни все нормально, то неурожай нужно воспринимать как испытание, если же есть грех, то принимай как наказание. Попробуйте этот тест применить к нашей стране. Вот, глядя на историю Израиля, мы обнаруживаем, что Бог наказывал свой народ за идолопоклонство, за блудодеяние, за пьянство, за коррупцию, за пристрастия в суде или за несправедливое правосудие. Есть ли все это в нашей славной России? Ответ ясен: все грехи наличествуют.
- В чем виноваты те, кто верны Богу? - Они ни в чем не виноваты. Они воспринимают это как испытание. Поскольку праведники являются частью этого мира, беды не могут обойти их стороной. Мы испытываем недостатки вместе со всеми. Наши братья и сестры также с горечью и сожалением смотрели, как высохли поля и погибли результаты их труда, но они знали, что это испытание.
- Порой иные страны процветают, несмотря на то, что народ живет безбожно. Почему Бог благословляет их? - Бог кого любит, того и наказывает. Как ни странно это прозвучит, но для нас наказание является свидетельством любви к нашему народу. Если бы Он совсем нас отверг, то он вообще бы нас не наказывал. Я думаю, ни один народ в мире столько не претерпел бедствий, испытаний и крушений надежд, как наш народ.
- Некоторые верующие уже беспокоятся, спрашивая: «Что будем есть?», «Как выжить, если цены сильно подскочат вверх?» Чем вы ободряете их? - Бог обещал питать праведных, но он желает их питать через верующих, через тех, кто видит нужду своих собратьев и помогает им. В первоапостольсой церкви было так, что более богатые приносили избытки своих продуктов в церковь, и дьяконы распределяли все это среди нуждающихся. Бог учит нас такой христианской солидарности. Как Библия говорит: «Если страдает один член, с ним страдает все тело». Эту забытую солидарность Бог хочет в нас возродить.
- Что дают испытания? - Прежде всего, в испытаниях укрепляется наша вера. Перенесение испытаний проверяет подлинность нашей веры и ее надежность. Вере предстоит совершить самое великое дело – перенести нашу душу с этой земли на небо. И если ваша вера оказалась слабенькой, то она может вас подвести при этом переносе. Если Господь нас испытывает и мы видим, что вера не теряется, но укрепляется, то это радует нас и заставляет предполагать, что в самый последний час с нами тоже будет все хорошо.
- Значит, смиряясь с засухой, которая происходит по промыслу Богу мы приобретаем? - Когда мы что-то теряем, какие-то жизненные блага, тогда мы познаем нашу хрупкость, что без Бога нам не до порога. Это смиряет нас, мы понимаем, что нагие пришли в этот мир и такие же уйдем. Тогда мы смиряемся и становимся ближе к Богу.
- Теряя в одном, приобретаем в другом? - Все что делает Бог, Он делает для того, чтобы увенчать нас наградой. Если на земле не дают награды за просто так, тем более Бог справедливый и благой не может дать нам награду просто за то, что мы стали христианами. А вот если мы проявили стойкость и верность Ему во всем, тогда возрастает наша ценность. Такой образ жизни христианина будет отмечен Господом наградой. Наша задача – не впадать в уныние, в депрессию от того, что нам в этом году не очень хорошо, что цены на гречку выросли в десять раз. Господь поможет. Нам нужно уповать на Него и ожидать от Него помощи. И этого я желаю всем читателям газеты «До и после Рождества Христова».
Беседу вел Олег Шорсткин
Комментарии
Кегль - 21.10.2010 14:41:53
У меня зимой весь чеснок на даче померз. Всё равно стараюсь быть благодарным Богу.
имхо - 22.10.2010 18:43:22
И это правильно, Кегль
Кегль - 22.10.2010 21:32:59
Что правильно, что чеснок померз?
имхо - 14.11.2010 19:52:17
разумеется, не это.
я имел в виду ваши старания
Редакция: doposle@yandex.ru Вебмастер: webmaster@doposle.ru
Главная | Творчество | Архив | Регистрация | Форум | Журналистика