КУДА ЕЩЕ ПРАВЕДНЕЕ?

Как превзойти праведность книжников и фарисеев?

«Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Матф. 5:20).

В Матф. 5:20 Иисус дал нам понять одну очень важную, но настораживающую вещь: Он знает, как войти в Царство Божье, но то, что Он об этом знает, может нас напугать. Дело в том, что, по Его словам, нам нужно быть до такой степени праведными, чтобы эта праведность превзошла праведность тех людей, которые известны своим скрупулезным следованием «правилам суперправедников». Во времена Христа фарисеи славились подчеркнуто строгим соблюдением многочисленных установлений, как предписанных законом, так и множеством других заповедей, которые они добавили к закону. Они были ревностными хранителями отеческих установлений, как церковных, так и общественных(1). Кто мог отрицать, что эти уважаемые люди – не праведники? Уж они-то, должны попасть в Царство Небесное, потому что других «кандидатов» на небесное гражданство либо нет, либо их ничтожно мало. Кроме них остаются, разве что, священники и левиты.

На Небеса хотят все, но многие не отважились добиваться праведности так, как это делают фарисеи. Поэтому, всех порадовала бы весть о том, что для входа в Царство Небесное не обязательно быть такими же непорочными, как фарисеи и книжники, достаточно быть наполовину фарисеями, еще лучше на четверть. Но Иисус сказал страшную вещь: наша праведность должна превзойти их праведность! Но что это значит – стать более праведными, чем фарисеи и книжники?

Есть несколько вариантов:
1. Нужно все предписания книжников и фарисеев исполнять еще тщательнее, еще скрупулезнее, еще больше преуспеть в этом, чем они сами это делают.
2. Необходимо установить еще более сложные для выполнения предписания и правила жизни, чем у фарисеев и книжников.
3. Под словом «выше» имеется в виду не такая же праведность, как у фарисеев, только еще более суровая, но праведность совсем иного свойства.

Рассмотрим эти варианты.
1. В исполнении предписаний и правил нужно преуспеть больше, чем фарисеи и книжники. Это выглядит, как вызов в спорте: побить чей-то рекорд и установить свой собственный. Но спасение – это не спорт, хотя дело даже не в этом. Дело в том, что эту точку зрения можно принять только в одном случае: если игнорировать контекст всего Нового Завета. Дело в том, что, во-первых, многие правила и предписания фарисеев и книжников были человеческими(2), о чем апостол Павел выразился так: «Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией» (Рим.10:3). Во-вторых, даже того уровня, который установили для себя те уважаемые религиозные деятели, исполнить было невозможно. Как выразился об этом апостол Петр, ветхозаветный закон - это «иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы» (Деян.15:10). В третьих, как бы мы не пытались исполнить закон, какие бы правила на его основе не устанавливали, в результате все обращается в пшик. Об этом Новый Завет говорит достаточно много и ясно. Одно из таких мест гласит: «Закон ничего не довел до совершенства» (Евр.7:19). Еще одно: «Делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть» (Рим.3:20).

2. Второе толкование можно отбросить сразу после рассмотрения первого, т.к. приведенные против него аргументы, подходят и здесь. Какие бы новые сверхсуровые правила вы не придумывали, вы их не исполните, а если даже каким-то чудом исполните, этим перед Богом все равно не оправдаешься.

3. Остается третий вариант: Иисус имел в виду праведность иного свойства. Т.е. большую не по суровости или строгости, а лучшую по сути. Поскольку неоднократно в словах апостолов и самого Господа мы слышим о сердечной вере, о толковании смысла закона, а не внешних о предписаниях, мы приходим к простому выводу: речь идет о праведности, основанной на внутреннем содержании закона, а не внешних предписаниях. Взять хотя бы такое место, как: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды» (Матф.23:25). Здесь Иисус противопоставляет внешнее внутреннему. К сожалению, предписания фарисеев было основано не на том, чем нужно. Как говорится в толкованиях Женевской Библии: «Сосредоточив внимание на внешнем, они обходили истинные требования Закона (Десяти Заповедей) и тем самым не исполняли их»(3). Праведность, которая открывает вход в Небеса – это праведность, основанная на сути закона Божьего. А суть его заключается в том, что законом оправдаться невозможно без милости Божьей, без помощи свыше. Эту милость мы получили в лице Иисуса Христа, отдавшего себя на смерть за наши грехи. Не даром на вопрос: «Что нам делать, чтобы творить дела Божии?» Иисус ответил: «Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Иоан.6:28,29). Исполняя это «дело» мы и сможем превзойти праведность фарисеев и книжников(4). А уж потом, нужно приняться за дела, которые Бог предназначил исполнять спасенным.

__________________________________________________

Октябрь 2007
__________________________________________________

Ссылки:

1. Эрик Нюстрем. Библейский словарь. Мировая Христианская Миссия. Торонто: 1989. стр. 461
2. Уильям Баркли. Толкование Евангелия от Матфея.. Всемирный союз баптистов: 1984. Баркли пишет: «В эпоху Иисуса религия, служение Богу, были для строго ортодоксальных иудеев делом соблюдения тысяч норм и правил закона книжников. Они считали эти мелочные нормы и правила, в буквальном смысле, делом жизни и смерти и извечной судьбы. Совершенно очевидно, что Иисус это не имел в виду, говоря, что ни одно из этих правил не прейдет вовек».
3. Новая Женевская Библия. «Библейская лига» и Миссионерский союз «Свет на Востоке»: 1998. Толкование Евангелия от Матфея, 5 гл. 20 ст..
4. Джон Мак-Артур. Толкование книг Нового Завета Матфея 1-7. Славянское Евангельское Общество, 2006. Стр. 302.Мак-Артур пишет: ««Бог требует праведности не просто чистосердечной, а совершенной… Планка эта столь высока, что никакой самоправедный фарисей не осмелится похвастаться тем, что достиг ее. Нереальность этого требования обязательно заставит искреннего человека задать тот самый вопрос, который однажды задали Христу ученики: «Так кто же может спастись?» (Матф. 19:25). И единственный ответ на него мы найдем в совах Иисуса: «Людям это невозможно, Богу же все возможно» (ст. 26).

Олег Шорсткин

Комментарии

shalena - 26.01.2008 11:06:34

Интересную тему ты, Олег, поднял. Актуальную. Только по букве сугубо. Не верю, что думая об этом, не пытался практиковать. Если это сердечная праведность, то она не приходит сразу после молитвы. Это процесс. Это война с плотской природой, мирским мировоззрением. Это сокрушение. Другого пути нет. Так что продолжай развивать тему. Благословляю твою учебу и творчество.


Олег Ш. - 27.01.2008 01:23:31

Кто ж против процесса? Решились быть в процессе - будьте в нем.
И не бойтесь любой буквы. Апостол Павел упомянув расхожее выражение в Рим.7:6, вероятнее всего, не хотел, чтобы христиане отныне возненавидели всё, что "по-букве".
"Буква" может оказаться хорошим маячком, а уж как "грести" к нему, - совсем другой вопрос.


shalena - 28.01.2008 10:19:30

А я не против буквы. С буквы все началось. Хотелось увидеть продолжение.


Олег Ш. - 30.01.2008 00:13:24

Хорошо, тогда подскажите о чем вам хотелось бы продолжение.


shalena - 30.01.2008 12:06:47

Хочется прочесть практическое исполнение написанного буквами в Писании.


ИМХО - 01.02.2008 21:09:20

shalena, чтоб увидеть практическое, посмотрите на верующих людей вокруг. На меня, например. В наших жизнях разве вы не видете то практическое, которое вы ищите? Ведь, почему я такой, какой я есть? Потому что... потому...


Олег Ш. - 01.02.2008 21:44:14

Собственно, практическое применение можно передать несколькими словами: "Уверуй в Иисуса Христа и станешь праведником".
Если более подробно, то это уже для раздела "Проповеди". Бог даст - напишем и об этом.


shalena - 02.02.2008 10:36:37

Хотелось бы не проповедь, а свидетельство. А то мы такие законники стали. Знать закон хорошо, но как его исполнить? Читая комменты, не узнаешь о человеке много. И не является целью узнать больше друг друга, хоть это важно. А главное, рассказать как у тебя лично (или у меня) получается любить людей. А это главная заповедь в законе. Как получается любить врагов? Какой путь пришлось пройти, чтобы научиться? И научился ли? Я еще не могу сказать, что научилась так, как Иисус. Но то, что приходится пройти в науке любить, может кому-то очень помочь, ободрить, придать силы. Что скажете?


Олег Ш. - 03.02.2008 21:35:23

Мне кажется, это уже не по теме. Ведь статья "Куда еще праведнее" - несколько о другом.


shalena - 04.02.2008 12:26:05

Наверное ты прав, Олег. К тому же это другой формат.


ИМХО - 08.02.2008 00:05:02

А я требую, чтобы было именно о том, о чем просит уважаемая Ш@лена!


Станислав - 09.02.2008 15:18:06

Похоже, ИМХО пытается превзойти Елену в праведности...


shalena - 11.02.2008 11:35:20

Типа того, как в совдеповские времена, соцсоревнование с вручением переходного вымпела?


Станислав - 11.02.2008 15:50:16

Что-то тема не кончается. Похоже, Лена добивается 4 варианта. В основном согласный с Олегом, хочу все-таки немного добавить. Думаю, что лучшее понимание "превосходящей праведности" придет в менее "механическом" прочтении заповеди Иисуса. Т.е., это не совсем более точное понимание и исполнение сути закона. Это вообще отказ от "законной праведности" в пользу "праведности по благодати". Можно вообще не знать и не понимать закон, но действовать по духу, из мотивов любви. При этом окажется, что и закон в высшей степени исполнен (даже в случае формального нарушения!), и праведность человека приходит не от закона, а от Бога, оправдывающего его по единому Духу с Христом, т.е., просто по тому, что человек во Христе, т.е., действует в Его Духе, в Духе Любви. Такую праведность можно назвать абсолютной, потому что у Бога она "без сдачи". Именно эту суть (действия из любви к Богу и людям)и упускали из виду фарисеи.
Не слишком сложно?


Станислав - 11.02.2008 15:52:30

ЗЫ. Если кто захочет ругаться - ругайте Лену (шерше ля фам).


shalena - 12.02.2008 15:47:37

Cлавик, похоже бить меня не будут. Нет желающих. Боятся. А насчет праведности, пожалуйста, конкретнее про "формальные нарушения". И как их определить, чтобы не скатиться к лицемерному оправданию греха?


Станислав - 13.02.2008 15:37:19

Лена, посмотри статью "Закон или благодать?" - там об этом подробнее.


ИМХО - 19.02.2008 19:21:20

Женщин не бьют, поэтому все шишки к Станиславу.
Попроще, товарищ, излагайте. Подумайте о нас, тугодумных, пожалуйста.


Думало - 20.02.2008 22:33:37

Вообще, это, конечно, очень сильное место, где Иисус говорит: "Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Иоан.6:28,29)


Станислав - 21.02.2008 17:16:03

ИМХУ. Могу посоветовать другой способ - читайте медленно, вдумчиво, и с молитвой. Согласен, что у меня иногда "наворочено". Но я искренне стараюсь, чтобы было коротко и ясно!


Имя:

Код подтверждения: введите цифрами сумму чисел: 1 + 1

Текст:

Жанры

Активные авторы

Все авторы: