Чтобы не было неожиданности

«Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген. Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел. Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь» (2Послание Тимофею 1:15-18).

Во время испытаний мы ожидаем помощь не только от Бога, но и от наших собратьев по вере. Мы рассчитываем на них потому, что они христиане, а христиан Господь учит взаимопомощи. Христиане наставлены Словом Божьим, которое говорит: «Носите бремена друг друга?» (Галатам 6:2); «Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены» (1Коринф.12:26). Мы надеемся, что наши собратья стремятся исполнить то, чему учит их здесь Библия, и поэтому ожидаем, что стоит только случиться в нашей жизни испытаниям, как христиане тут же понесут наше бремя, немедленно захотев разделить то страдание, которое нас постигло.

Однако, для того чтобы избежать неожиданностей, очень важно заранее знать, с чем можно столкнуться на практике. Текст 2Тимофею 1:15-18 содержит наглядный пример относительно того, чего можно ожидать от наших ближних, когда мы нуждаемся в их помощи.

Итак, во-первых, они могут оставить нас без поддержки, одних, наедине с нашей бедой. Когда Апостол Павел находился в заключении за проповедь Евангелия, то очень нуждался в братской помощи. А поскольку он был не только последователем Христа, но и видной фигурой среди верующих христиан, для которых сделал так много доброго, то естественно было бы предположить, что все его собратья захотят с радостью ему оказать поддержку. Особенно те, кто находились к нему ближе на тот момент. Но вот, что пишет Павел своему ученику Тимофею, находясь в заточении: «Ты знаешь, что все Асийские оставили меня».

Те, кем должна была быть оказана поддержка, в трудный час оставили Апостола Павла без этой самой поддержки. Такое отношение к себе особенно трудно перенести, когда сам ты всегда старался безотказно быть полезным для всех, кто нуждался в твоей помощи. А Апостол Павел помогал людям, никогда не жалея на это сил. В послании к Коринфянам он пишет: «Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (2Кор.11:28-29). Павел заслужил благодарность за то, что заботился о всех церквях, не жалея своих сил и времени, и за то, что ради них нередко подвергал свою жизнь опасности. Но сейчас его самого оставили без помощи. Мучительно больно должно было испытать такое отношение к себе со стороны своих собратьев, и такое, как мы видим, случается.

И мы можем встретиться сегодня с таким отношением к себе. Христиане, которых Бог учит помо-гать друг другу, могут в трудный для нас час не оказать нам ожидаемой нами помощи. Это неправильно, это не по христиански, но этому не стоит сильно удивляться, ведь из того, о чем говорил Иисус Христос в Евангелии, мы знаем, что в жизни можно будет встретить не мало людей, которые будут только слушать Бога и Его заповеди, но не будут спешить их исполнять.

Вот один пример. В 7й главе Евангелия от Матфея, Иисус рассказал притчу о двух типах людей. Одни из них названы благоразумными, потому что не только слушают слова Христа, но и исполняют их; других Иисус назвал безрассудными, потому что они слушают Слова Божии, но исполнять их, похоже, не собираются. Об этих последних, Иисус сказал: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» - (Матф.7: 22-24). Здесь нужно обратить внимание на слово «мно-гие». Оказывается, таких христиан, которые только слушают, будет много. Почему же мы должны удивляться, если среди наших ближних, как и ближних Апостола Павла, обнаружились верующие, ко-торые были научены Словом Божиим братской взаимопомощи, но проявлять ее не стали?

Это не нормально. Это очень плохо. Но это происходило, происходит, и, скорее всего, будет происходить. И мы предупреждены об этом. Нам нужно, поэтому, быть готовыми к этому, чтобы не впасть в отчаяние от неожиданности или, чего хуже, не разочароваться во всей церкви Христовой.

Итак, нас могут постигнуть горестные минуты не только из-за того, что приключившиеся обстоятельства неприятны сами по себе, но и потому, что христиане могут отвернуться от нас в трудный для нас час. Но это еще не все, может случиться еще худшее ? нас могут оставить без поддержки не только христиане вообще, но и те собратья по вере, на помощь которых мы рассчитываем более всего.

Вернемся к нашему тексту. Апостол Павел говорит в нем далее: «?в числе их Фигелл и Ермоген?». Павел называет конкретные имена из числа оставивших его. Когда мы называем конкретные имена, выделяя их из какой-то группы людей, то делаем это потому, что их роль в этой группе каким-то образом выделялась. Чем могли выделяться Фигелл и Ермоген среди Асийских верующих? Вероятнее всего, они занимали лидирующее положение. А от лидеров мы ожидаем помощи чаще всего. И вот эти самые лидеры, на поддержку которых следовало особенно рассчитывать, оказались в числе тех, кто оставил Апостола Павла в трудный для него час.

Увы, это происходит и посей день, потому что люди не стали надежней. Да и должны ли мы ожидать, что они станут надежнее, когда Господь, видящий все наперед не обещал нам этого? Писа-ние много говорит о верности Господа, но никогда не упоминает, что и человеческая верность может быть такой же надежной, как и Божья. Да мы и по себе можем судить об этом. Давайте посмотрим на себя: всегда ли мы верны? Я говорю это не для того, чтобы нам оправдать наши поступки или наоборот обличить, но чтобы мы увидели, что нам не стоит надеяться на человека больше, чем это следует делать. Мы можем встретиться с тем, что нам однажды не окажут помощь, например, близкий друг из числа членов нашей же церкви, или служители, или тот, кому сами мы всегда готовы были по-мочь.

Многие, о ком рассказывает Библия, пережили в своей жизни подобное, когда надеялись на какую-либо человеческую помощь, но их подводили. Это, например, Иосиф, сын Иакова, который, когда находился в египетской темнице, помог виночерпию растолковать его сон. Сон был предсказанием того, что виночерпию вскоре будет дарована свобода, и он опять будет прислуживать Царю. После помощи, оказанной виночерпию, Иосиф попросил его, чтобы и тот в свою очередь оказал ему помощь, попробовав вызволить Иосифа из темницы. Иосиф надеялся на помощь виночерпия, но тот очень быстро забыл об этой просьбе: «И не вспомнил главный виночерпий об Иосифе, но забыл его», ? написано в Библии (Быт.40:23). Давид, похоже, тоже испытывал подобное в жизни; это видно из Псалмов написанных им. В одном из них говорится: «Ты удалил от меня друга и искреннего; знакомых моих не видно» (Пс.87:19). Что же нужно делать, когда такое происходит в нашей жизни? Во-первых, надо прощать; во-вторых, оставаться твердым в вере, не впадая в отчаяние; в-третьих, ждать помощи от Бога; и, в-четвертых, допускать мысль, что все это может являться испытанием, которое Бог допустил до нас с определенной целью. В связи с этим последним замечанием стоит еще раз обратить внимание на ци-тату из 87го Псалма: «Ты удалил от меня друга и искреннего; знакомых моих не видно». Давид утверждает здесь, что это Бог удалил от него друга и искреннего, и всех его знакомых. Поэтому, в следующий раз, когда наши ближние отвернутся от нас, давайте не будем спешить осуждать их, но вместо этого попробуем подумать: «а вдруг это Бог устроил подобное обстоятельство, чтобы испы-тать нас? »

Но это еще не все. В нашем тексте, как и в жизни вообще, мы можем увидеть еще один вид отклика. На этот раз положительный: могут найтись верующие, которые захотят во что бы то ни стало реально помочь нам. Господь не оставил Павла абсолютно безо всякой поддержки. Апостол встречал и действительно любящих и верных людей. Об одном из них он пишет с особой благодарностью: «Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел».

Насколько верным был этот человек заповеди Христа о любви к ближнему? Он старался по-мочь нуждающемуся во чтобы то ни стало, он делал это многократно, делал это не стесняясь, что помогает заключенному; ради оказания помощи Павлу Онисифор тщательно искал место, в котором Павел находился под арестом.

Такие христиане существуют. Не все отворачиваются от своих ближних в трудные для них времена. Да и было бы странно, если бы их вообще не оказалось; ведь так же, как Иисус говорил, что однажды перед ним предстанут те, кто только слушают Его, Он упоминал, что будет много и таких христиан, которые исполняют услышанные от Иисуса заповеди. Иисус скажет им: «? алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы оде-ли Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Матфея 25:35-36). И конечно, среди этих людей будет и Онисифор, потому что, судя по его делам, у него было по-настоящему христианское сердце.

Такие Онисифоры должны быть и в наше время. Мы должны быть ими для других верующих, и нам следует надеяться, что и для нас они найдутся. Это должно придать нам силы. У Бога всегда есть верные люди, даже тогда, когда мы можем их не замечать.

Пророк Илия в свое время боялся, подобно как мы иногда боимся, что отступничество в Израиле произошло окончательное и бесповоротное: «? возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих убили мечом; ос-тался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять ее», ? говорил Он. А Господь ответил Ему: «? Я оставил между Израильтянами семь тысяч [мужей]; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его» (3Царств 19:14,18). Так и в наше время у Бога есть много христиан, которые по-прежнему Ему верны; которые верны Его слову, в которых подлинно живет Дух Святой, производящий в них добрые плоды, один из которых ? любовь. И возможно, что именно те, кто окружают нас сегодня, входят в число тех, кто в трудный час никогда не подведут.

Итак, в отрывке 2го послания к Тимофею, в 1й главе с 15го по 18й стихи мы видим с каким откли-ком, на необходимость в братской поддержке, пришлось встретиться однажды Апостолу Павлу. И мы можем быть уверены, что, то же самое может ожидать и нас сегодня в любой день и час. А нам про-сто нужно быть готовыми к этому, потому что неожиданность и неосведомленность по поводу пути, которым нам предстоит идти, часто бывают нежелательными.

Олег Шорсткин

Комментарии

Имя:

Код подтверждения: введите цифрами сумму чисел: 8 + 6

Текст:

Жанры

Активные авторы

Все авторы: