Воскресшая совесть

К Богу человек приходит разными путями: через страдания, болезни, разного рода проблемы... но наш путь следования за Христом всегда должен начинаться из единственно правильной отправной точки, которая называется покаяние, за которым следует крещение по вере. Крещение символизирует смерть для старой греховной жизни и духовное рождение для жизни новой. Но не бывает духовного рождения без воскресения совести. Апостол Пётр пишет: «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа». (1-e Пет.3:21) Прежде всего апостол подчёркивает, что крещение – «это не плотской нечистоты омытие». Для чего он подчёркивает эту мысль? Старый Завет предписывал израильтянам строгое соблюдение многочисленных обрядов, и многие стали полагать, что формальное следование традициям – это якобы то, чем можно угодить Богу. Такое неправильное понимание перекачивало в народ Божий из язычества: идолопоклонники думают, что, выполняя обряды, они могут задобрить своих истуканов, и они пошлют им удачу. Но Бог, Который является Творцом всего видимого и невидимого, не нуждается в нашем формальном следовании традиции. Каждый старозаветный обряд символизировал ту или иную глубокую духовную истину, и Бог прежде всего требовал от народа понимание и исполнение этих истин. А исполнение обрядов – это всего навсего наше публичное исповедание того, что мы знаем и понимаем те принципы, которые они символизируют.
В отличие от Старого, Новый Завет предписывает нам всего два обряда – крещение и причастие. Говоря о крещении, апостол Пётр подчёркивает, что его нельзя низводить до формальности. Подобная мысль нередко встречается на страницах Библии, потому что Бог знает, что у человека и его греховным сознанием всегда есть соблазн – выполнить формально простой обряд, а затем ожидать от Бога великой награды. Послушал ли христианский мир предупреждения апостола Петра и другие аналогичные предупреждения, которые содержатся на страницах Писания? В большинстве своём нет, в чём легко убедится, если спросить людей, считающими себя верующими, как они понимают крещение и другие обряды. Впрочем, мы надеемся, что читатели нашего журнала серьёзно интересуются духовными вопросами, желают понять, а главное – принять истину, которая освобождает от греха и приносит благословение.
Итак, крещение – это обещание Богу доброй совести, - именно с такой стороны объясняет нам апостол Пётр суть данного обряда. Словарь живого великорусского языка, составленный выдающимся лексикологом Владимиром Ивановичем Далем, даёт следующее определение: «Совесть – это тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка». Апостол Павел приоткрывает тайну, которой окутана наша внутренняя способность отличать добро от зла: «Ибо, когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чём свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то одобряющие одна другую». (Рим.2:14,15) Под законом здесь подразумевается Закон Божий, который был дан израильскому народу в Синайской пустыне. Апостол Павел утверждает, что этот закон дан каждому человеку с рождения в виде совести, поэтому даже если человек не знаком со Священным Писанием, у него всё равно есть способность отличать добро от зла. И подтверждение этому – русские пословицы о совести, записанные тем же Далем. «Беззуба, а с костями съест», - гласит одна из них.
Несмотря на то, что Киевская Русь приняла христианство более тысячи лет назад, язычество всегда, к сожалению, оставалось частью русской культуры. (То же самое можно сказать и о других христианских народах). Об этом свидетельствует обилие языческих образов в русских народных сказках. А наличие мудрых пословиц о совести свидетельствует, что народ всё равно имел внутренний духовный компас. Или вот ещё одна русская пословица: У кого совесть не чиста, тому и кочерга – виселица. Сегодня психиатры говорят, что если человек всего боится, значит у него тревожное расстройство и ему нужны успокоительные препараты или даже лечение в психиатрической больнице. Но наши предки, как видим из пословицы, лучше понимали суть проблемы. Для христиан эти пословицы являются подтверждением Библии, потому что наглядно демонстрируют, что на протяжение веков совесть в народе выполняла именно ту функцию, которая предусмотрена ей Писанием.
Философы, конечно же, со мной не согласятся, а скажут, что у каждого народа своё собственное понимание добра и зла, а значит совесть – это что-то вторичное, что формируется обществом, и не имеет ничего общего с врождённым чувством. Но думающие так ошибаются. Если в обществе, например, считается, что выпивать по праздникам не грех, то, протрезвевши, на следующий день после праздника, человек всё равно стыдится своих пьяных выходок. Таким образом, совесть подсказывает ему, что общепринятое мнение ошибочно. Если человек упорно игнорирует свой внутренний голос, от замолкает, и о таком человеке говорят, что он потерял совесть. Так что совесть всё-таки первична; вторичны наши представления о добре и зле, которые сформировались на месте «заснувшей» совести.
Во время ВОВ фашисты творили чудовищные преступления и им казалось, что они делают всё правильно. Где была их совесть? Перед походом на Восток Гитлер, обращаясь к своим солдатам, сказал, что он, дескать, освобождает их от химеры совести. Подобное говорили и другие руководители Рейха, но упоминать их имён и цитировать не будем. Фашисты стали способными на зверства лишь после того, как сами заглушили в себе голос совести.
В современном мире мы часто слышим в новостях о религиозных фанатиках, которые готовы убить любого, чьи религиозные убеждения отличаются. Светские психологи скажут, что здесь всё дело в воспитании. Да, их так воспитали, но я уверен, что каждый террорист испытывал моральный дискомфорт, когда убивал в первый раз...
И вот грешный человек приходит к Богу, кается в своих грехах, воскресает для новой жизни и его совесть тоже воскресает. После долгого молчания она опять начинает угрызать. Новоуверовавший начинает читать Библию – и его совесть оживает ещё больше, потому что она – тот же Закон Божий, записанный в тайнике нашей души. О крещении можно говорить много, обсуждать его значение с разных сторон. Апостол Пётр подчёркивает, что те, которые сознательно приняли крещение, больше не могут игнорировать внутренний голос, потому что крещение – это обещание Богу доброй совести. Добрая совесть даётся от рождения и не имеет ничего общего с той «совестью», которая формируется под воздействием внешних факторов на месте оригинальной, которая уснула.
О необходимости иметь добрую совесть говорит и апостол Павел: «Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что всегда желаем вести себя честно». (Ев.13:18). Другими словами, если верующий человек поставит корысть на первое место, будет нечестно поступать с ближним, его воскресшая совесть вновь уснёт. Из этого отрывка Писания видим, что желание поступать честно есть залогом того, что воскресшая совесть будет оставаться доброй. Но а что, если человек принял крещение, но не заботится о чистоте совести? Коротко и ясно апостол Павел предупреждает, что такие люди терпят кораблекрушение в вере. (См. 1-е Тим. 1:19).
11-е июня 2018

Леонид Каночкин

Комментарии

Имя:

Код подтверждения: введите цифрами сумму чисел: 6 + 2

Текст:

Жанры

Активные авторы

Все авторы: