Прощение как составная часть спасения

ТЮРЕМНОЕ СЛУЖЕНИЕЮ ПРОПОВЕДЬ ДЛЯ ЗАКЛЮЧЁННЫХ
Постоянные читатели журнала знают, что Бог ожидает от людей покаяния, в результате которого грешник получает прощение. Слово «прощение» лексически привязано к слову «долг». Например, кто-то кому-то должен большую сумму денег, но заимодавец прощает, и у человека словно гора с плеч упала. Он больше никому ничего не должен.
Буквально с первых страниц Библии нам постепенно открываются такие духовные понятия, как грех, смерть, покаяние... Тема прощения тоже красной нитью проходит через всю Библию. Нужно отметить, что если нам прощают долг, это вовсе не значит, что долг просто исчезает; это значит, что издержки по нашему долгу взял на себя тот, кому мы были должны.
В старозаветные времена в жертву за грех приносили домашних животных, а они, как известно, имеют большую цену для тех, кто занят сельским хозяйством. Ремесленники, купцы, рыбаки, у которых не было своих стад, тоже должны были отрывать от себя и покупать животных для приношения в жертву. Таким образом, Бог показывал, что грех – это долг грешного человека перед Ним, а долги нужно отдавать. Почему в те времена за грех нужно было приносить в жертву именно животных, а не деньги, не плоды сельского хозяйства? Потому что пролитая кровь животного, которое не виновато в том, что мы грешные, символизировала будущую жертву Иисуса Христа, Который, будучи безгрешным, пострадал за наши преступления на кресте Голгофском. Апостол Павел пишет, что старозаветная жертва не была совершенной, так как не могла уничтожить грех, не могла сделать совершенными тех, кто эту жертву приносил. Поэтому жертва приносилась ежегодно, и её целью было постоянно напоминать людям о грехе. (См. Ев. 10: 1-4) Далее апостол Павел продолжает: «По сей-то воле освящены мы единократным приношением тела Иисуса Христа». (Ев. 10:10) И далее: «Он же, принесши одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога». (Ев. 10: 12) Таким образом апостол подчёркивает, что жертва Христа – совершенная, а значит не надо проносить её каждый год. Достаточно было Ему единожды пострадать, чтобы заплатить за наши грехи и даровать нам прощение, которое мы получаем даром.
Многие представители номинального христианства полагают, что прощение грехов – это формальное малопонятное таинство для галочки. От таких людей иногда можно услышать (особенно перед Пасхой) что-то вроде: Сегодня можно и согрешить, потому что завтра всё равно иду на исповедь, и какая разница, одним грехом меньше или больше, если и так мне их завтра отпустят. Также не секрет, что среди людей, которые живут по уголовным понятиям не мало верующих (хотя лучше сказать суеверных). Когда они планируют совершить грабёж или кражу, заранее включают в свой план поставить свечку в церкви после дела, ошибочно полагая, что свечкой они заплатят за своё преступление и им простится, после чего можно будет и дальше спокойно жить до следующего дела, за которое они тоже заплатят свечкой, полагая, что таким образом якобы откупятся от Божьего суда.
Апостол Павел, говоря о совершенной жертве Христа, подчёркивает, что мышление человека, а значит и его жизнь меняются, когда человек испытывает Божье прощение: «...вложу законы Мои в сердца их и в мыслях их напишу их...» (Ев. 10:16) Напомню, что Иисус назвал такую перемену рождением свыше и подчеркнул, что оно является обязательным условием спасения. (См. Ин. 3:3) Бог не требует от нас за прощение денег, но хочет, чтобы мы в свою очередь тоже прощали. Почему? Мы созданы по образу и подобию Божьему. Например, человек способен творить, и в этом он подобен Богу, так как наш Создатель является Творцом. Безусловно, всем, а особенно людям с изобретательской жилкой, приятно слышать, что своей способностью творить мы уподобляемся Богу. Но есть много других сфер, в которых мы тоже должны быть подобны своему Творцу. В Евангелии читаем, как Иисус сказал парализованному: «...чадо! прощаются тебе грехи твои». И вот как на это отреагировали книжники: «...что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? (Мк. 2:5-7) Они были абсолютно правы, что грехи может прощать только Бог, но вот только выводы насчёт богохульства были поспешными, так как они не понимали, что Иисус и есть Бог. Уже в конце Его служения они Ему скажут: «Если ты Христос, скажи нам прямо». (Ин.10:24) Но прямо Он этого никогда не говорил, так как подобное заявление всё равно не имело бы никакого смысла, раз они не могли разглядеть Его божественности через призму Его жизни и Его дел. Итак, человек не может отпускать грехи другому человеку – это прерогатива Бога, но может и должен прощать своих должников и обидчиков, и таким образом быть подобным своему Творцу.
Человек гордится своими способностями изобретать, создавать что-то новое, поэтому учёные и изобретатели пользуются авторитетом в обществе. А вот умение прощать почти не ценится. Люди стараются об этом не говорить, потому что прощать трудно. Но Бог хочет, чтобы мы научились прощать и в этом тоже были подобны Ему, не только в умении изобретать. Способность прощать является индикатором нашего рождения свыше. «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим», - говорим в молитве «Отче наш». Это короткая молитва, но в то же время глубокая и многогранная по содержанию. В ней поднято много тем, и о каждой можно много написать. Но Сам Иисус прокомментировал эту молитву очень коротко и касается Его комментарий лишь одной темы – прощению. «Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; А если не будете прощать, людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». (Мр. 6:14, 15) Тем самым Иисус подчеркнул самую важную мысль молитвы «Отче наш».
Когда человек грешит против ближнего своего - обманывает, обворовует, оскорбляет... – он тем самым автоматически грешит и против Бога. Когда мы прощаем обижающего нас, его грех всё равно остаётся на нём, пока обидчик сам не осознает и не раскается. Наше же прощение заключается в том, что мы больше не держим на него зла и готовы заплатить ему добром. «Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберёшь ему на голову горящие уголья». (Рим. 12:20) Эти «горящие угли» способны разбудить совесть наших врагов, способны заставить их задуматься о Боге. И в конечном итоге наш враг может прийти к пониманию необходимости собственного покаяния и получит через него прощение от Господа. Но если в конечном итоге он всё-таки не покается, тогда его наказание от Бога (не от нас) будет более суровым, потому что Иисус сказал: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал и сделал достойное наказания, бит будет меньше». (Лк. 12: 47, 48) Думаю, те, кто хотя бы поверхностно знаком с Библией понимают, что под «господином» здесь подразумевается Иисус Христос.
Когда мы прощаем, мы прежде всего сами освобождаемся от бремени. А человек, который не прощает, живёт с обидой в сердце, и эта обида постоянно угнетает его, он озлобляется всё больше и больше... Если почитать биографии знаменитых людей, можно заметить, что кроме таланта и трудолюбия, у них есть ещё что-то общее: в жизни любого великого человека были мудрые учителя и наставники, которые заметили способности, поддержали, создали условия для дальнейшего развития таланта. В местах лишения свободы тоже есть немало талантливых людей, которые могли бы добиться много, если бы получили поддержку в нужный момент. Но не повезло с мудрыми педагогами: когда нужно было понимание – встретили безразличие, когда нужна была поддержка – оттолкнули. В результате человек озлобился, жизнь пошла под откос, человек оказался в тюрьме. Суд может учесть сложную жизненную ситуацию , в которую попал подсудимый не по своей вине, смягчающим обстоятельством, но не может полностью освободить от ответственности. Многие заключённые мечтают о прощении или о помиловании, если говорить юридическим языком. При этом продолжают держать в сердце обиду на тех, в ком видят причину своих бед, кто не помог, не поддержал, а наоборот предал и оттолкнул. «Я ему никогда не прощу», - многие говорят по этому поводу, и всегда найдётся масса людей, которые в этом поддержат, мол, правильно, так держать, не прощай. Но Священное Писание говорит, что мы должны простить.

26 апреля 2018

Леонид Каночкин

Комментарии

Имя:

Код подтверждения: введите цифрами сумму чисел: 7 + 8

Текст:

Жанры

Активные авторы

Все авторы: