Наказание и милость




Пророк Иеремия нёс служение в нелёгкое время, когда чаша беззаконий Израиля наполнилась до предела, и Бог осудил израильскую землю на разорение, а её жителей – на пленение. Служение пророка Иеремии было последним шансом для народа одуматься, но они свой шанс упустили. «И произведу над ними суды Мои за все беззакония их, за то, что они оставили Меня, и воскурили фимиам чужеземным богам, и поклонились делам рук своих». (Иер 1:16) Израиль оставил своего Бога, Бога Авраама, Исака и Якова, за что и был наказан.

Описывая своё время, Иеремия отмечает, что развратились все: и богатые, и бедные. (См. Иер 5: 4, 5) Упрекает он и священников: «...стремление их – зло, и сила их – неправда, ибо и пророк и священник – лицемеры». (Иер. 23: 10,11) Такое моральное разложение характерно и для нашего времени вне зависимости от страны проживания. Израиль в наказание за своё нечестие потерял государственность в результате вторжения Вавилонского царя Науходоносора.

В Книге Иеремии читаем: «Даже на полях одежды твоей находится кровь людей бедных, невинных, которых ты не застала при взломе, и не смотря на всё это, говоришь: «так как я невинна, то верно гнев Его отвратится от меня». – Вот, Я буду судиться с тобою за то, что говоришь: «я не согрешила». (Иер. 2:34, 35) Многие преступники прекрасно понимают, что они натворили, но, пытаясь избежать наказания, будут всё отрицать. Во времена Иеремии деградация достигла такой степени, что преступники искренне не понимали тяжести своих злодеяний.

И так, мы прочитали в Библии детальное описание беззаконий израильского народа времён Пророка Иеремии, узнали, что народ не остался без наказания. Это наказание очень наглядно описано в Книге Библии, название которой говорит само за себя: «Плач Иеремии». «Иуда (так называлось одно из колен израильского народа, не путать с апостолом, который предал Иисуса) переселился по причине бедствия и тяжёлого рабства, поселился среди язычников, и не нашёл покоя; все преследовавшие его, настигли его в тесных местах. (Плач 1:3) И далее: «Язык грудного младенца прилипает к гортани его от жажды; дети просят хлеба и никто не подаёт им. (Плач 4:4) Далее описана судьба богатых: «Евшие сладкое истаивают на улицах; воспитанные на багрянице (то есть те, которые в былое время носили одежды из самого дорогого материала) жмутся к навозу». (Плач 4:5)
Итак, было преступление, за ним последовало наказание. А где же милость??? Удивительно, но милость тоже описана именно в Книге «Плач», где по человеческой логике о милости говорить неуместно. Ведь всегда, когда с человеком случается беда, находятся такие, которые вопрошают: Где Бог? Если бы Он был, такого бы не случилось. Но Иеремия пишет: «По милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось». (Плач. 3:22) Действительно, после такого военного поражения, какое потерпели евреи в древности, этот народ должен был бы исчезнуть, но он продолжает существовать. Кто-то справедливо заметит: какое мне дело до той милости, которая проявлена в общем в отношении всего народа, к которому я всё равно не принадлежу, если у меня лично жизнь не сложилась? Буквально строчкой ниже Пророк продолжает описание милости Господней, но уже не в общем всенародном масштабе, а индивидуальном: «Благ Господь к надеющимся на Него, к душе, ищущей Его. Благо тому, кто ожидает спасения от Господа». (Плач 3:25, 26) Истинность этих слов подтверждает Книга Пророка Даниила, которая описывает жизнь Даниила и его троих друзей в Вавилоне. Даниил и его друзья попали в вавилонский плен вместе со всеми, но, в отличие от других, они не были серой массой, которая поклонялась идолам, и Бог благословил их и на чужой земле: все четверо находились на государственной службе, пользовались уважением и были вхожи к царю. А ведь могли бы разувериться и начать роптать, мол, почему мы верно служили Господу и всё равно пошли в плен вместе с идолопоклонниками.

Милость к народу проявилась и в том, что Бог послал Своего пророка Иеремию на служение, чтобы призвать погрязших в идолопоклонстве людей того времени к покаянию. К сожалению, люди не послушали.

Между предупреждением и наказанием всегда есть кой-то промежуток времени. В Библии есть фраза, которая относится к древнему народу, которого уже нет, но эта фраза объясняет смысл этого промежутка времени: «Ибо мера беззаконий Аморреев доселе ещё не наполнилась». (Быт. 15:16) Бог лишь до поры до времени позволяет людям ходить своими путями; кажется, что Бог не замечает злостного нарушения всех заповедей. Кто-то по этому поводу думает, что Бог не видит, или Ему всё равно, или Его нет. На самом деле Бог дает человеку возможность покаяться, пока личная мера беззаконий грешника не наполнится. Это одно из проявлений Божьей милости и Божьей справедливости. Но и в наказании Бог являет милость, что мы можем наглядно проследить, начиная от первого наказания. Бог выгнал Адама и Еву из Эдемского сада, но при этом проявил и милость: «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные, и одел их». (Быт 3:21) Наказанием для Адама стала новая реальность, в которой он просто погиб бы без одежды, но Бог проявил особую заботу, благодаря чему он выжил. И такую закономерность можно проследить во всех наказаниях, описанных в Библии.

Итак, если бы Израиль был бы наказан исключительно по-справедливоси, но без милости, весь народ бы погиб в плену; если бы была ему явлена исключительно одна милость без наказания, народ бы окончательно деградировал, что тоже бы привело к самоуничтожению нации. И только Божественное наказание в сочетании с Божьей милостью позволили народу выжить.
Теперь перейдём от богословия к конкретным жизненным ситуациям. Не раз приходилось слышать свидетельства бывших наркоманов; многие говорят, что если бы не арест, то в живых их уже бы не было. А сколько в 90-х было рэкетиров, которым благодаря связям удалось избежать тюрьмы, но в конечном итоге они всё равно умерли не своей смертью в молодом возрасте. Как здесь опять не вспомнить Книгу Пророка Иеремии. В этой Книге, как было сказано выше, описано пленение Израильского народа. Но не все пошли в плен; были такие, которые ухитрились остаться дома. Пророк отдельно описывает, что ждёт тех, которые смирились с Божьим наказанием и пошли в плен, и отдельно описывает судьбу тех, которые думали, что они самые умные. Вот что сказано тем, которые смирились: «Стройте домы и живите в них; берите жён и рожайте сыновей и дочерей... ...и заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу, ибо при благосостоянии его и вам будет мир». (Иер. 29:6,7) То есть у принявших наказание была возможность нормально жить, только условия жизни в чужой стране, очевидно, были более трудными. И далее Господь говорит о будущем этих людей: «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, Говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду». (Иер. 29:11). Далее идёт речь о тех, которым удалось избежать плена: «Я пошлю на них меч, голод и моровую язву и сделаю их такими, как негодные смоквы». (Иер. 29:17) Как видим, ни о какой милости для избежавших наказания речи не идёт.
Но есть ещё и абсолютная Божья справедливость и абсолютная Божья милость. Суть этого абсолюта заключается в том, что все люди согрешили и никто не заслуживают вечной жизни. Но Бог послал в мир Своего Сына Иисуса Христа, чтобы Он, будучи безгрешным, понёс наказание за всех. Те, которые принимают искупительную жертву Христа верой, унаследуют жизнь вечную, и таким образом к спасённым будет явлена абсолютная милость. К отвергающим Христа будет явлена абсолютная справедливость – погибель вечная.
23 августа 2017



Леонид Каночкин

Комментарии

Имя:

Код подтверждения: введите цифрами сумму чисел: 3 + 5

Текст:

Жанры

Активные авторы

Все авторы: