Боль в жизни Иова

Боль – это физические и эмоциональные страдание, неприятное ощущение. Она вошла в мир с грехопадением. Когда Бог изгонял людей из рая, Он сказал Еве: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рожать детей». (Быт.3:16) С тех пор боль является неотемлемой частью нашей жизни и испытывают её все, не только женщины при родах. Нам хотелось бы, чтобы её не было в нашей жизни, но без боли человек тоже жить не может, потому что боль – это защитный механизм. Когда мы, например, опускаем руку в горячую воду, мы сразу её отдёргиваем, потому что нам больно. А что было бы с человеком, если бы он залез в ванну со слишком горячей водой и при этом не чувствовал бы боли? Боль в какой-то мере удерживает человека от греха или, проще говоря, от беззаконного поступка, потому что человек знает, что может последовать наказание, а наказание часто подразумевает боль, эмоциональную или физическую.
Да, боль может быть следствием греха в жизни человека, хотя она не обходит стороной и праведных людей, о чём читаем в Книге Иова. «Был человек в земле Уц, имя его Иов, и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен, и удолялся от зла». (Иов 1:1). По человеческим понятиям, Бог всегда и во всём должен оберегать такого человека, и первый период жизни этого человека соответствует человеческим представлениям: Библия подробно описывает его богатство и авторитет. Но вдруг всё пошло наперекосяк: Иов в один день потерял всё своё богатство и всех своих детей, которых у него было десять. Неописуемая душевная боль пришла в жизнь этого человека. Через некоторое время к душевной боли добавилась физическая: И отошёл сатана от лица Господня, и поразил Иова проказою лютою от подошвы ног его по самое темя его». (Иов. 2:7). Долго стали тянуться дни, наполненные страданиями. В это тяжёлое время Иов рассуждал о своей судьбе и его рассуждения и сейчас не потеряли актуальности. Иов задаётся вопросом: «Что такое человек, что Ты столько ценишь его и обращаешь на него внимание Твоё, посещаешь его каждое утро, каждое мгновение испытываешь его». (Иов 7:17,18) То есть Иов понимал, что боль допущена Богом, хотя и не понимал для чего. Если человек живёт на земле временно и есть предел, который он не перейдёт, - рассуждал Иов, - то какой смысл в том, чтобы во время земного странствования терпеть боль? (См. Иов 14:5,6). В эпоху Иова даже праведники не знали того, что сегодня известно каждому христианину, что Бог приготовил Своё Царство для всех любящих Его, в котором не будет ни болей, ни страданий, поэтому есть смысл в том, что Бог испытывает человека каждое мнгновение, отшлифовывая его характер.
Иов постепенно приходит к мысли, что должен быть Тот, Кто стал бы посредником между Богом и человеком: «Нет между нами посредника, который положил бы руку свою на обоих нас». (Иов. 9:33). Чтобы понять глубину этой мысли, нужно понять время, в которое жил Иов. Библия делится на Старый и Новый Заветы. В период Старого Завета Бог через пророков подготавливал почву для прихода Мессии, в течение столетий открывая людям через пророков, о Его грядущей посреднеческой миссии. Иов же жил ещё до начала периода Старого Завета и через страдания он понял, что должен быть Посредник между человеком и Богом.


Иова пытались утешать друзья, но они не понимали Его, поэтому эффект от их утешений был прямо противоположный. Потеряв всякую надежду получить поддержку от людей, Иов опять взывает к Богу: «Заступись, поручись Сам за меня пред Собою! Иначе кто поручится за меня». (Иов. 17:3). Иов приходит к пониманию, что Посредник должен быть безгрешным, должен обладать Божественными качествами, таким образом через боль Иов разглядел основные качества грядущего в мир Спасителя. В народе говорят: Чем темнее ночь, тем ярче звёзды. Когда страдания Иова ещё усилились, его духовное видение становится ещё более чётким: он как бы воочую увидел Христа: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восстановит из праха распадающуюся кожу мою сию». (Иов 19:5)

Христос пострадал за нас на кресте. Когда он испытывал боль, Он не нарекал. В Библии читаем: Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, ведён был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих». (Ис. 53:7). Иисус был совершенным и безгрешным – Иов был праведником, но всё же обычным человеком, поэтому его эмоции иногда брали верх. Но всё же Иов победил свою боль, потому что в своих страданиях не похулил Бога, не потерял веру, а наоборот, её укрепил. (См. Иов 1:22 и 2:10). Но всё же в эмоциях проклял день своего рождения. (См. Иов 3:1). Затем как бы оправдываясь, сказал: О, если бы верно взвешены были вопли мои, и вместе с ними положили на весы страдание моё. Оно верно перетянуло бы песок морей! Оттого слова мои неистовы». (Иов 6:1-3). Порой кажется, что Иов из-за своих болей вот-вот потеряет веру: «Но вот, я иду вперёд, и нет Его (Бога), назад – и не нахожу Его». (Иов. 23:8). Но буквально в следующем стихе он декларирует свою непокалебимую веру: «Но Он знает путь мой; пусть испытает меня, - выйду, как золото». (Иов. 23:10). Из всего этого мы можем взять себе урок. В страданиях не терять веру, не хулить Бога, хотя и не понимаем, почему с нами такое случилось. Если устоим в вере, понимание придёт потом, возможно, с годами. Более того, Библия ясно говорит, что страдания, подобные страданиям Иова, могут случиться с каждым христианином. В Притче про Сеятеля Иисус выделил особую категорию людей, которую уподобил зерну, упавшему на камень. Иисус объяснил, что это те люди, которые «когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имея корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают». (Лук. 8:13). Дай Бог, чтобы у нас всех была такая вера, как у Иова, чтобы не отпасть нам во время искушения и страдания.


История Иова учит прощать. Душевная боль Иова была многократно усилина его друзьями, которые высказали ему много несправедливых суждений. «А вы сплетчики лжи; все вы бесполезные врачи. О, если бы вы только молчали! Это было бы вменено вам в мудрость». (Иов. 13:4,5). И вот, когда наступила развязка, Бог проговорил к одному из друзей Иова: «...горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов». (Иов 42:7). Бог повелевает им опять идти к Иову и просить его, чтобы он за них помолился. Иову было нелегко молиться за своих друзей и просить Бога, чтобы Он отвратил Свой гнев от них. Чисто по-человечески Иов мог бы сказать, что он испытал на себе руку Господню, а теперь, мои друзья, ваша очередь испытать на себе Его гнев, дабы впредь думали, прежде чем говорить. Но Иов помолился за них, и Бог отвратил Свой гнев от этих людей, а главное – Бог полностью восстановил Иова именно после этой молитвы: «И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде». (Иов 42:10).

Леонид Каночкин

Комментарии

Имя:

Код подтверждения: введите цифрами сумму чисел: 8 + 9

Текст:

Жанры

Активные авторы

Все авторы: