ПРИЗНАКИ НЕПОДДЕЛЬНОГО БЛАГОЧЕСТИЯ. Читая Иакова-8

«Если кто из вас думает, что он благочестив»

Иаков 1:26,27

Почти все, что представляет определенную ценность, люди склонны подделывать. Очень часто – это деньги, документы, товары и многое другое. Нет ничего хорошего, в том, что вместо настоящего мы вдруг становимся обладателями фальшивого, отчего оказываемся явно в убытке. А для нас верующих очень должно быть горько и то, что в число того, что подделывают, входят духовные качества.

Разве может нас порадовать тот факт, что вместо подлинных любви, праведности и веры мы встречаемся с лицемерием? Иисус, например, был очень огорчен по поводу того, что многие духовные наставники Израиля были праведными только с виду. Свою печаль по этому поводу Он выражал словами неимоверно жесткими: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Матфея 23:27,28). Иисус явно не хвалит здесь фарисеев за то, что их праведность оказалась поддельной. Он огорчен этим фактом, и предвещает горе этим людям. Так что подделка духовных качеств – это беда, что-то вроде мошенничества.

Текст Иаков 1:26,27, который служит основой для этой проповеди, тоже имеет отношение к теме о фальшивом и настоящем духовном качестве. Иаков говорит о благочестии, начиная свою речь словами: «Если кто из вас думает, что он благочестив…» (26ст.). Оказывается, можно только думать, что ты благочестив, тогда как на самом деле у тебя фальшивое благочестие. Надеюсь, никто из нас не хотел бы, чтобы его благочестие было неподлинным, а ложным. Поэтому следует почаще вникать в свою жизнь с целью верно оценить, как на самом деле обстоят дела у нас в этой области. Писание как всегда готово придти нам на помощь, обращая наше внимание на те вещи, которые наиболее уязвимы. Наш текст, состоящий из двух стихов, помогает нам увидеть три признака благочестия, сравнивая свою жизнь с которыми, мы станем кое-что понимать в самих себе, насколько мы действительно благочестивы.

Что такое благочестие?

Мы рассмотрим эти три признака, но сначала о том, что такое «благочестие». Греческое слово«трескос» переведенное в русской синодальной Библии как «благочестивый» имеет такие значения как «набожный», «богобоязненный», «религиозный». Думаю, у каждого, кто думает над значением этих слов, в воображении рисуется определенный образ жизни человека, по которому можно судить о его принадлежности к Богу. Благочестие – это образ жизни, по которому можно определить, что человек посвятил себя Богу и больше не принадлежит миру.

Апостол Павел писал Коринфянам: «Вы – наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками; вы показываете собою, что вы – письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого» (2Коринф.2,3). То есть глядя на то, как живут христиане, можно сказать: «Эти люди принадлежат Христу; они относятся к окружающим как верующие, судят обо всем как верующие, делают все как верующие, воспринимают все как верующие». Жизнь, которую ведут настоящие христовы последователи, не может не остаться не замеченной. Иисус Господь говорил о городе, который не может скрыться от человеческого взгляда, потому что стоит на горе (Матф.5:14). Да, можно сколько угодно утверждать, что на горе расположен город, но если его не видно, вряд ли вы убедите в этом кого-то. Не мог же он в самом деле спрятаться. Это же не яма, а гора! Все, что стоит на горе, хорошо просматривается, словно выставлено на витрине.

Наша жизнь – это тоже гора, на которой все видно. Если мы благочестивы, это обязательно должно быть заметно. Благочестие не спрячешь. Оно всегда на виду. Благочестие – это как табличка, написанная не буквами, а образом жизни, манерами, отношением ко всему.

Что это за признаки?

Первый признак неподдельного благочестия – обузданный язык.
Иаков об этом говорит так: «Если кто … не обуздывает своего языка … у того пустое благочестие» (26 ст.). Если язык обуздан, то это один из признаков того, что человек благочестив по-настоящему. А из этого, в свою очередь, следует, что всем нам стоит обратить самое серьезное внимание на то, что мы говорим. По нашему языку можно судить о многом. Из него могут исходить ропот, хвастовство, злословие, осуждение, сплетни. И если в мире такие вещи могут считаться нормальными, у Бога они нормальными не считаются. Поэтому если человек живет с ними на устах, и при этом его это нисколько не беспокоит, то относить себя к благочестивым ему возможно не стоит.

Очень важно обращать внимание на то, что мы говорим. Давид писал: «Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною» (Псалом 38:2). Вот вам хороший пример. Если мы не приняли такого же решения, то у нас пустое благочестие.

Второй признак – это добрые дела. Если мы по-настоящему принадлежим Богу, то о такой принадлежности, кроме прочего, должно говорить и то, что мы помогаем нуждающимся, печемся о тех, кому нужна забота и помощь. О таком признаке Иаков говорит так: «Чистое и непорочное благочестие … есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях» (27 ст.). В этом месте Священного Писания Иаков увещает нас обращать внимание на нужды и проблемы тех, кто больше всего нуждается в нашей помощи. В качестве примера таких нуждающихся он упоминает сирот и вдов, говоря, что на этих людей нужно призирать.

Греческое слово «епискептомай» переведенное на русский как «призирать», имеет такие значения, как посещать, навещать, присматривать, выбирать, снисходить, милостиво взирать на что-то. «Призирать» не следует путать с «презирать». «Призирать» - означает обращать внимание, т.е. мы должны проявлять чуткость к тем, кто нуждается в нашей помощи. Если мы это делаем, то по таким делам и можно будет определить, что мы принадлежим Господу.

И это не случайно, что наше благочестие должно сопровождаться добрыми делами. Мы спасены для такой жизни, которую характеризуют добрые дела. Об этом в Слове Божьем написано: «Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Ефес.2:10). Так что если мы посвятили себя Богу, то должны знать, что Бог добрые дела предназначил нам исполнять.

Вы, возможно, регулярно посещаете церковь, но абсолютно равнодушны к тому, что происходит в жизни ваших братьев и сестер. Вы послушали проповедь, попели вместе со всеми христианские гимны, и как только закончилась последняя молитва, сразу после слова «аминь» устремились к порогу Дома молитвы, дабы умчаться вон, по своим делам. Но почему бы не задержаться хотя бы минут на 10-15, не пообщаться с другими верующими? Может быть, в процессе разговоров вы узнаете о чьей-то нужде? Возможно, будете молиться о них, или, если это в ваших силах, поможете им?

Нам следует оглядываться на прошедший день, неделю, год, на все время после нашего обращения и постараться вспомнить: присутствует ли в моей жизни то, о чем мы здесь сейчас говорим. Похожа ли она на настоящую благочестивую жизнь или ей явно чего-то не достает? И пусть, если мы не жили подобающе, охватит нас стыд, да побудит он нас к подлинному благочестию.

Теперь третий признак. Заключается он в следующем. Наше настоящее благочестие подтверждает наше искреннее желание быть чистыми от мирской скверны. Иаков говорит, что «Чистое и непорочное благочестие … есть то, чтобы … хранить себя не оскверненным от мира» (27 ст.).

Осквернение – это когда в сердце своем мы обнаруживаем любовь к аморальности, идолопоклонству, тягу к обществу безбожников и тому подобному. Это когда нас тянет больше к мирским увлечениям, чем к общению с Богом. Когда влечет к компании, где превозносят земную жизнь и не желают слышать о Боге. Образ человека неоскверненного от мира мы находим в 1-м Псалме, где написано: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей» (Пс.1:1). И тут снова мы можем взглянуть на нашу жизнь и спросить себя: избегаю ли я собраний развратителей или, наоборот, меня манит туда?

Для того чтобы попасть в общество разврата и похоти не обязательно идти далеко от собственного дома. Фактически мы можем очутиться в дурной компании, не выходя из собственного дома. Достаточно включить телевизор, как можем оказаться, скажем, на шумной дискотеке, среди людей, которые не чтят Бога, а вместо этого поют песни о человеческой славе, провозглашают распущенность и откровенно безбожную жизнь. Стоит переключить программу, как мы окажемся среди актеров, показывающих для нас сюжет, в котором жизнь вроде бы положительного героя исполнена обмана и интриг. Сценарий, порой, нас так захватывает, что мы начинаем переживать за героя, который вовсе не старается признавать Бога Всемогущим владыкой. Здесь рассчитывают исключительно на свои силы, при этом нередко демонстрируют, что без Бога могут выкрутиться из создавшейся ситуации. Нас, иногда, так сильно беспокоит, чем же все это закончится, и кто кого обхитрит, в конце концов, что мы забываем о том, что, вообще-то, переживать нужно о том, что они – неверующие и поступки их греховны. Кто-то скажет, что это всего лишь фильм, и всё здесь понарошку. Но почему-то Иисус сказал, что даже если человек не прелюбодействует по-настоящему с женщиной, а лишь понарошку – т.е. смотрит с вожделением, значит уже грешит. Думаю, этот принцип применим ко всему, что у нас происходит внутри: пусть герой фильма не реальный, но разницы нет, одобряем мы реального безбожника или выдуманного.

Храните себя от мирской скверны. Наше добровольное нахождение в собрании безбожников могут оправдать только евангелизационные цели. В смысле настоящие евангелизационные цели – не тогда, когда нам нравится быть здесь, но мы стесняемся сознаться в этом и ссылаемся на то, что, дескать, тут у нас есть возможность засвидетельствовать о Христе.

Любящим Бога следует хранить себя. Искренним последователям Христа нравится общение с Богом, а не с развратниками. Так полюбите же общение с Богом. Возлюбите, как любил Давид Бога, оградите себя от бесплодных поступков, от всего, что бесчестит нашего Господа. Кто бережет себя от греховной скверны, у того есть признак чистого и непорочного благочестия.

Воздержание от скверны, вместе с добрыми делами и языком, который у человека обуздан, являются свидетельством того, что благочестие у человека неподдельное. И хорошо поступят те христиане, которые будут следовать наставлениям Священного Писания, увещевающим иметь именно такие свидетельства.

Думаю, все понимают, что приведенные здесь признаки – не единственные, добродетелей, как и пороков, на свете много. Но эти – наиболее важные, Иаков описал наиболее уязвимые моменты в нашей жизни. Следите за ними, следите каждый за собой, а не за другими. И тогда ваша совесть будет чиста перед Богом.

Олег Шорсткин

Комментарии

Имя:

Код подтверждения: введите цифрами сумму чисел: 6 + 2

Текст:

Жанры

Активные авторы

Все авторы: