ПРИЗЫВ К ДУХОВНОЙ ЖАТВЕ

Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете
Иоан.4:27-42

Представьте, что на каком-нибудь островном государстве проснулся опасный вулкан, готовый через некоторое время извергнуться на близлежащие селения. Допустим, сейсмологи узнали об этом, собрали свои вещи и спешно ушли в безопасное место, никому ничего не сказав. Что произойдет с теми людьми, которые не узнали о грозящей им беде? Скорее всего, они не успеют вовремя покинуть этот район. Сами сейсмологи спасут свои жизни от разрушительной стихии, а вот остальные люди – вряд ли.

Теперь еще один пример. Верующие открыли для себя правду о том, что не познавшие Иисуса Христа погибнут. Но вот хотя сами они обратились к Богу, никому ничего не говорят. Что будет с теми, кто не услышит от них Евангелие и не откликнется на евангельский призыв? Думаю, все мы знаем правильный ответ.

Однако можно знать правильный ответ, но ничего не делать правильного. Держать в себе истину, спокойно наблюдая за тем, как люди проживают свою жизнь и умирают не спасенными. Это жестоко и Богу не угодно, чтобы мы молчали. Вот здесь в Евангелии от Иоанна 4:27-42 Иисус учит нас проповедовать Евангелие, чтобы люди узнали истину.

Давайте посмотрим, как Он учит важности благовествования всем и везде.
В этой истории есть четыре важных момента, которые внушают нам, что благовестие – важная вещь.

I. Иисус показывает личный пример, в котором проповедует истины, не чуждаясь никого

27 ст. – «В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною». Ученики удивлялись, что Он говорит с самарянкой – они думали, что Он не должен был этого делать, ведь эта женщина – представитель презираемого иудеями народа! Но Иисус показал им, что не стоит обращать внимание на национальную принадлежность. Бог хочет спасти всех людей, неважно кто они, какие они, откуда они, поэтому Он разговаривал с ней. Мы знаем, о чем была их беседа: цель Иисуса была в том, чтобы женщина познала истину и спаслась от грехов.

Бывает у нас столько, как нам кажется, причин не рассказывать Евангелие людям: то они не из той культуры, то люди слишком простоватые или отверженные, или наоборот богатые или знатные. Или слишком грешные или слишком праведные.

Некоторые верующие специализируются на благовествовании с помощью реабилитационных центров, куда приглашают людей нарко- или алкоголезависимых, при этом они повторяют фразу: «Эти люди нуждаются в спасении». Как будто другие не нуждаются! Покажите мне, кто не нуждается в спасении! Те, у кого всё благополучно – тоже находятся в беде, если они не знают Бога. Это у них в земной жизни всё хорошо, а как насчет потом?

Случается, что наоборот наркоманов обходят вниманием, полагая, что этим ничего не надо, и от них нету толку. Но и это неправильно. Нет таких людей, которым не нужно Евангелие. Кем бы ни была эта женщина – богатой или бедной, с плохой репутацией или с хорошей, иудейкой или самарянкой – ей нужен Христос. И Он заговорил с ней, хотя это кое-кого и удивляло. Ученикам – урок. И нам – урок.

II. Иисус показывает, что Ему даже не до еды, когда нужно благовествовать

Он ждет людей, за которыми пошла женщина, и не спешит есть с учениками.

Они просят Его: «Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! Ешь» (31 ст.).

Бывает, зовешь кого-то, а он говорит: «Вот, доделаю дело и приду» Т.е. ему некогда. Иисус, видимо, ждал людей из селения, в которое ушла женщина: «Они вышли из города и пошли к Нему» (Иоан.4:30).
Ученики, наверное, постелили полотенце на большой камень или на травке, разложили принесенную из соседнего селения провизию. Отломили Ему лучший кусок хлеба, еще чего-то положили. Но он не спешит присоединяться к трапезе. Он ждет.

К сожалению, нас, порой наоборот трудно оторвать от чего-либо ради благовестия. Мы думаем, что благовестие – не такая уж важная вещь, чтобы ради него жертвовать временем или даже едой. Но Иисус так не считает, Он лучше останется голодным, зато расскажет людям золотые истины.

Давайте же посмотрим и поймем, какое место в жизни Иисуса занимала проповедь Евангелия. Не должны ли мы сделать простой вывод: раз Иисус это так ценил, значит наша задача сегодня также прилагать старание к тому, чтобы люди услышали весть о спасении.

III. Иисус сравнивает свое служение с пищей

Еще Иисус показывает важность благовестия, сравнивая свое служение с пищей: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (34 ст.).

Евангелие от Иоанна содержит беседы, в которых есть такая особенность: Иисус заводит разговор о духовном, но Его понимают буквально. После этого Иисус объясняет им духовную истину. Например, в беседе с Никодимом Иисус говорит о рождении свыше, тот понимает рождение буквально, но Иисус поясняет, что речь идет о духовном рождении. В беседе с Самарянкой Иисус говорит о воде, та думает, что речь идет о воде в привычном понимании, но Иисус растолковывает, что под водой он понимает нечто духовное.

Здесь мы видим ту же схему: Он заговорил о пище, ученики думают, что кто-то, пока они ходили в селение, принес Ему еду, Но он под пищей имел в виду другое: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (34 ст.). Он сравнивает с пищей свою миссию.

Но что общего между благовествованием и пищей? Здесь можно предположить следующее. 1). И то и другое требует времени; 2) То и другое требует усилий; 3) Оба дела являются необходимостью; 4) И, можно сказать, что каждое из этих дел приносит удовольствие.

1) Еда требует времени – это мы знаем, мы живем в мире, где существуют обеденные перерывы. Для благовестия тоже нужно время. Здесь сейчас Иисусу нужно время для благовестия, ради чего он и отказался от еды. Он не говорил: «Мне сейчас не до самарян», меня ждут лепешки и рыба. Какая рыба, когда у людей, может быть, последняя возможность услышать Евангелие!

2) Также благовестие требует усилий, ибо порой дается нелегко, потому что для этого нужно отправляться в дорогу, где можно встретить недовольство недоброжелателей, а то и недопонимание единоверцев. Могут возникнуть технические и материальные трудности и т.д.

3) Благовестие можно сравнить с пищей, потому что оно – такая же необходимость как и еда: как без пропитания нельзя выжить, так без благовестия люди навеки погибают, не познав Бога.

4) И, наконец, как пища вызывает удовлетворение, так и благовестие вызывает радость, ибо нам приятно видеть обращение людей. Мы часто говорим, что Ангелы на небесах радуются, видя кающихся грешников – поэтому-то проповедь Евангелия и вызывает удовлетворение и удовольствие.

Полезно здесь также вспомнить истину из Книги Второзаконие: «Не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живет человек» (Втор.8:3).

VI. Иисус уверяет учеников, что они – часть того Божьего плана, который совершается со времен ветхозаветных пророков

«Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их» (35-38). Он не только проповедовал сам, но и посылал учеников проповедовать в разные селения: «Созвав же двенадцать… послал их проповедывать Царствие Божие и исцелять больных…» (Лук.9:1-6).

Проповедь о Царствии Божьем началось не сейчас и не вдруг. Оно – долго готовилось, еще в древности. За много веков пророки возвещали людям, что когда-нибудь этот мир посетит Спаситель. И то, что когда-то начали пророки, теперь продолжили ученики Иисуса Христа.

Иисус приводит примеры из сельскохозяйственного мира, знакомого ученикам. Они как раз находились у селения Сихарь, которое расположено в районе, известном своим плодородием. Ученики Иисуса хорошо представляли, откуда берется хлеб: он не растет на диком дереве, но выращивается на поле. Говорят, что самая трудная часть земледельческой работы в то время было – сеяние. Когда крестьянине вспахивали и засевали землю, у них была надежда, но не было радости. Надежда – что все же урожай вырастет, хотя еще неизвестно, как сложится погода и т.д. А вот когда все вырастало – тут уже было все понятно: вот он урожай и жать его было удовольствием.

Иисус сравнивает эти сеяние и жатву с подготовкой к спасению и с проповедью спасения. Подготовка началась очень давно, много веков назад. Ведь Бог сначала предназначил Иисуса к искуплению верующих, затем Господь произвел народ, которому дал закон, дал откровение. Бог все это время посылал пророков, о которых сейчас Иисус и говорит: «Другие трудились, а вы вошли в труд их». Эти другие – разные пророки, проповедующие в разное время до прихода Христа. Они предсказывали приход Сына Божьего в мир и многие ожидали такого Спасителя. Ученики же жили в то время, когда начало сбываться предсказанное о Христе. Им выпала миссия тоже проповедовать о спасении через Иисуса Христа. И древние пророки и ученики занимались одним делом, что подчеркивает важность их дела.

«К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати» (1Пет.1:10).

Если мы сегодня думаем, что благовестие – необязательное занятие, значит усилия наших предшественников мы также ставим ни во что. Это все равно, что кто-то засеял поле гречихой, но сам умер, предоставив нам пользоваться урожаем. Но вот урожай вырос и созрел, а мы палец о палец не стукнули, чтобы его собрать. Так он и сгнивает на поле, непризнанный нами.

Так быть не должно. Моисей, Исаия, Даниил и другие – говорили о Спасителе. Обещанный Спаситель пришел и нужно проповедовать о нем теперь нам. Нужно жать.

V. Иисус принял приглашение самарян
«И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня» (Иоан.4:40).

Иисус пошел… к самарянам! Пробыл у них два дня! Представьте себе иудеев, которые остались у Самарян на пару дней. Вот, просто подумайте об учениках, которые вынуждены идти с Иисусом к самарянам. Думаю, они тяжело вздохнули, когда их учитель принял это приглашение. Деваться им было некуда – Иисус остался здесь, и им пришлось быть с Ним среди людей, которых они были научены с детства презирать.

Вот они заходят в какой-то дом, там садятся особнячком поближе друг ко другу и подальше от самарян. Они возлежат, слушая Иисуса и боятся смотреть на местных людей, чтоб не встретиться с ними взглядом. Это уже потом после событий воскресение Христа и пятидесятницы, когда на них сошел Дух Святой, они смягчились и поняли, что любить нужно всех, даже язычников. А тут пока они еще испытывают протестное настроение.

Но Иисус вновь показал, как Он относится к самарянам и как они должны относиться к ним. Кто бы они ни были, им нужно услышать весть о спасении.

Ученики после всего произошедшего явно получили хороший урок. И мы должны уяснить для себя: Господь хочет, чтобы мы благовествовали всем, без разбору.

Баркли в своих комментариях пишет: 1) Бывает время, когда люди испытывают особый интерес и особенно восприимчивы к Богу. И это трагедия, если Церковь оказывается неспособной снять жатву.
2) Проповедник достигает успеха не благодаря своей силе и добродетелям, а потому что до него жил другой проповедник, оказавший сильное влияние на последующие поколения, более чем на свое. Многие не видят плодов своего труда… Однажды меня провели по усадьбе, знаменитой своими рододендронами. Хозяин очень любил свою плантацию и знал названия всех сортов. Он показал мне саженцы, которые должны были расцвести через двадцать пять лет. Ему самому было семьдесят пять лет и он, очевидно, не рассчитывал увидеть их красоту, но кто-то другой сможет ее видеть. Ни одно слово и любая работа ради Христа не пропадают. Если мы не сможем увидеть плодов нашей работы, то другие смогут. Христианам никогда нельзя отчаиваться».

Мы можем оказаться в роли тех, кто сеет, а другой может собрать плоды. А можем быть теми, кто жнет. Но в любом случае это нужно делать.

Олег Шорсткин

Комментарии

Имя:

Код подтверждения: введите цифрами сумму чисел: 5 + 6

Текст:

Жанры

Активные авторы

Все авторы: