Что такое ересь?

Для человека, далёкого от вопросов веры, или для того, кто только начал свой путь христианина, понятие «ересь» может показаться средневековым. В Писании слово «ересь» встречается не часто, всего шесть раз. В толковом словаре читаем, что слово «ересь» происходит от греческого hairesis и обозначает «особое вероучение», «отклонение от господствующей религии». Такое определение даёт светский словарь. Мы, евангельские христиане, не придерживаемся господствующей религии, поэтому должны понимать, что ересь в библейском значении этого слова – это отступление от здравого евангельского учения. В Библии встречаем такие понятия, как: «фарисейская ересь», саддукейская ересь». (См. Деян. 5:17 и 15:5).

В наш век либерализма многие считают, что просто достаточно во что-то верить, а во что ты веришь и как веришь – это, по их мнению, вопрос десятый. Но такое мнение идёт вразрез с тем, что сказано в Писании. Согласно Библии, ересь – это плод плоти. В Послании к Галатам читаем: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. (Гал. 5: 19-21). И тут же Апостол Павел предупреждает, что поступающие так Царства Божия не унаследуют. (См. Гал. 5:21). Наверно, никто не станет ставить под сомнение справедливость утверждения, что убийцы и пьяницы Царства не унаследуют. Но, как видим, ереси стоят на одном уровне с убийством, пьянством, идолопоклонством и прочими мерзостями. Почему Библия даёт такую строгую оценку тем людям, которые вроде бы ничего плохого не делают, просто верят по-своему вопреки Слову Божьему? Итак, давайте разберём, какие ереси упомянуты в Писании и чем они опасны.

Ересь Саддукейская. Саддукеи отрицали, что есть воскресение из мёртвых. Однажды они задали Иисусу провокационный вопрос, искренне думая, что Ему не найдётся, как возразить. Они рассказали Ему историю одной женщины, которая семь раз была замужем на законных основаниях (все семь мужей умерли раньше неё), но детей у неё так и не было. Они спросили Иисуса, чьей женой она будет после воскресения из мёртвых. (См. Мф.22: 23-28). Да, вопрос логичный, потому что при этой жизни она была замужем семь раз. Иисус им ответил: «Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией». (Мф.22:29). Далее следует развёрнутый логичный ответ на провокационный вопрос. Не будем в этой статье концентрировать внимания на том, что именно им ответил Иисус, (желающие сами могут прочитать об этом в Библии), лишь подчеркну, что Иисус ясно дал понять, что причина ереси, во-первых, в незнании Писаний, а во–вторых, в непонимании силы Божьей. Саддукеи ограничили Бога рамками своего неправильного понимания, поэтому по-сути отрицали Его всемогущество, неверием в то, что у Него есть сила воскрешать мёртвых. Библия также говорит, что мы спасены благодатью через веру.(См. Еф 2:8). Другими словами, если мы верим, что Бог есть, но не верим, что Он может воскрешать мёртвых, значит такая вера является абсолютно недостаточной для того, чтобы унаследовать жизнь вечную. Саддукеи жили две тысячи лет назад, но их учение живо и по сей день. Сколько есть сегодня людей, которые иногда ходят в церковь, совершают какие-то обряды, признают, что есть Бог, но верят в лучшем случае в инкарнацию, информацию о которой почерпнули из оккультной литературы, но вовсе не в то воскресение, которое описано в Библии.
Атеизм принёс много зла; десятки миллионов людей в 20-м веке были уничтожены во имя атеистических идей. Но не может верующий человек за один день стать атеистом, не может общество, утверждённое на вере, стать атеистическим за один день.Таким образом, саддукейская ересь – это переходное звено между верой и полным неверием.

Теперь обратим внимание на фарисейскую ересь. Фарисеи верили в воскресение из мёртвых, и это было хорошо, они старались жить праведно, по закону, и это тоже было хорошо. Но они надеялись оправдаться делами закона и заслужить жизнь вечную своею праведностью, и в этом заключалась их трагическая ошибка. Они не видели необходимости в покаянии, хотя без прощения грехов человек не может получить спасения. Теоретически без покаяния может войти в Царство Божье лишь тот, кто за всю свою жизнь ни разу не согрешил ни делом, ни словом, ни мыслью. Но таких людей нет, потому что в Библии ясно написано, что согрешили все. (См. Рим. 3:23). Да и фарисеи понимали, что их праведность далека от совершенства. Когда они привели к Иисусу взятую в прелюбодеянии женщину и спросили, как с ней нужно поступить, Иисус им ответил: «Кто из вас без греха, первый брось на неё камень». (Ин.8:7). Они же услышавши то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних...» (Ин.8:9). Никто из них не бросил камня, так как чувствовали тяжесть своих грехов, но при этом так и не осознали необходимости покаяния для себя.
Отступления от здравого вероучения, которые мы только что рассмотрели, не были безобидными. Именно фарисеи и саддукеи были инициаторами гонений на Иисуса, оклеветали Его перед представителем римской власти Понтием Пилатом и потребовали Его казнить. Позже именно они осудили Стефана, первого диакона Иерусалимской церкви, на смерть, после чего последовало большое гонение на церковь в Иерусалиме. (См. Деян.8:1). Позднее, когда христианство распространилось по всей Римской Империи, инициаторами гонений на христиан выступали римские императоры. Но с ними всё ясно: они были язычниками, которые поклонялись идолам и проводили свою жизнь в нечестивых развлечениях. Но инициаторами первых гонений были именно фарисеи и саддукеи, люди верующие в Бога-Творца, но из-за ереси уподобившиеся язычникам в своей ненависти к последователям Христа.

И Апостолы, и Сам Иисус предсказывали, что появятся лжеучения. Иисус сказал: «...берегитесь, чтобы кто не прельстил вас...» (Мф 24:4). Он сравнил лжеучителей с волками в овечьей одежде. (См. Мф. 7:15). Апостол Пётр предупреждал: «...и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси...» (2-е Пет. 2:1). Во Втором послании к Тимофею читаем о неких Именеи и Филите, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже якобы было, и разрушали тем самым в некоторых веру. (См. 2-е Тим.2:18).

Иисус назвал сатану «отцом лжи», - отсюда становится ясно, кто является вдохновителем всех ересей. Мы видим, что он прилагает особые усилия, чтобы разрушить веру в воскресение. Одних он поймал на крючок утверждением, что никакого воскресения не будет и быть не может, например ересь саддукейская, иных, как вышеупомянутые библейские персонажи Именей и Филит, обманул утверждением, что воскресение уже якобы было, стало быть, все ныне живущие опоздали и под благодать Божью больше не попадают, а значит нет больше смысла верить, нет смысла прилагать усилия, чтобы следовать за Христом. Истина же заключается в том, что двери Царства Божьего ещё остаются открытыми для всех жителей земли и каждый может обрести жизнь вечную через веру и покаяние. Так как покаяние наряду с верой является решающим фактором в спасении человека, неудивительно, что ереси разрушают не только веру в воскресение из мёртвых, но и искажают до неузнаваемости библейские принципы покаяния.

Извращение учения о прощении грехов достигло апогея в Средневековье, когда Католическая церковь практиковала «прощение» грехов за деньги. Священники и монахи продавали индульгенции. Считалось, что купивший индульгенцию, получал прощение грехов. По цене индульгенции были разными. Самые дешёвые якобы давали прощение только одного греха, а самые дорогие – не только все прошлые, но и будущие грехи до конца жизни. Если взять во внимание, что фарисеи надеялись заслужить жизнь вечную своими делами, а деньги, с точки зрения экономики, - это эквивалент труда, то получается, что попытка купить прощение грехов за деньги – это то же фарисейство, только в крайне извращённой форме. К тому же учение о прощении грехов за деньги ещё и богохульно, так как уподобляет Бога, Судью Праведного, земному коррумпированному судье. И эта ересь была не без крови. Были в Средневековье люди, которые служили Богу по Писанию и обличали официальную церковь за её отступления, за что становились жертвами инквизиции. Таким образом, первыми гонителями церкви были представители фарисейской и саддукейской ереси, затем «эстафету» приняли нечестивые римские императоры-язычники; в Средние века последователей Христа приговаривали к сожжению на костре те, которые считали себя христианам, но исповедовали ересь. Именно в Средние века сбылись слова Христа в полном объёме, которые Он сказал незадолго до своей смерти: «...наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу». (Ин. 16:2).

Сегодня официальная церковь уже не продаёт индульгенции, но в то же время не стремится донести до людей правильное учение о покаянии и прощении грехов. Миллионы людей сегодня верят, что формальная исповедь перед священником якобы даёт прощение. А после исповеди продолжают те же самые грехи, и так до следующей исповеди... Они не ведают, что когда Бог прощает грехи, Он реально касается сердца человеческого Духом Своим, и у прощённого грешника появляется отвращение к греховному образу жизни, приходит сила жить праведно. Еретическое понимание покаяния даёт человеку повод спокойно жить в тех мерзостях, которые Апостол Павел наряду с ересями назвал «делами плоти».

Только что мы рассмотрели старые ереси, которые в той или иной форме существовали во все века. Сейчас вкратце рассмотрим одну современную ересь. В последнее время получило распространение учение, согласно которому все последователи Христа должны быть здоровыми и богатыми. Это ветроучение ещё называют «евангелием богатства». Оно базируется на вырванных из контекста цитатах из Библии. Чем опасно такое учение? Библия гарантирует нам только жизнь вечную при условии, что мы останемся верными Христу до конца. Библия не гарантирует нам ни здоровья, ни богатства. В результате те, которые уверовали в так называемое «евангелие богатства» теряют веру в Бога из-за того, что обещенного богатства не получают, не понимая, что суть проблемы в том, что обещали им богатства лжеучителя, а не Бог.

В заключение обратим внимание ещё на один отрывок из Писания, в котором дважды встречается слово «ересь». В Деяниях читаем о том, как священник Анания со старейшинами жаловались представителю римской власти на Павла и назвали его «представителем назарейской ереси». (См. Деян. 25:5) Апостол Павел ответил: «Но в том признаюсь тебе, что по учению, которое они называют ересью, я действительно служу Богу отцов моих». (Деян. 24:14). Другими словами, представители ересей фарисейской и саддукейской обвинили в ереси Апостола Павла. В Средние века представители ереси католической обвиняли в ереси тех христиан, которые служили Богу по Писанию. Взаимные обвинения в ереси продолжаются из века в век. В результате христианин, который пользуется термином «ересь» выглядит в современном либеральном обществе человеком дремучим и отсталым, хотя у нас и есть библейское право на использование этого слова. Кто-то, быть может, спросит: «Где же истина, если любое учение автоматически становится ересью с точки зрения другого учения»? Таким напомню ещё раз слова Христа, с которыми он обратился к представителям ереси саддукейской: «Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией». (Мф.22:29). Итак, чтобы не впасть в ересь, нужно знать Писание, постоянно изучать его. Неслучайно огромное количество ересей появилось именно в Средневековье, когда Библия была недоступна простому народу, а в церкви богослужения проходили на латинском языке, который уже тогда был непонятен для большинства жителей Европы. А также нужно познавать силу Божью, понимание которой приходит после истинного покаяния и постоянного размышления о жизни с точки зрения Библии.

13 июня 2013

Леонид Каночкин

Комментарии

Имя:

Код подтверждения: введите цифрами сумму чисел: 5 + 4

Текст:

Жанры

Активные авторы

Все авторы: