О реабилитации Лютера: мы вам, а вы – нам?

Недавно католиками в адрес протестантов был сделан дружеский жест параллельно с просьбой, или намеком, или требованием (об этом трудно однозначно судить по заметке Анны Ковалевой, чья статья опубликована на sedmitza.ru) сделать ответный жест от протестантов католикам.

Католический епископ Герхард Людвиг Мюллер заявил в Бонне, что «в Католической Церкви за последние 80 лет сформировался положительный взгляд на богословское наследие Мартина Лютера», и что «Папа… в своей недавней поездке в Германию отдал должное христоцентричному измерению богословия Лютера». А это, по мнению Людвига Мюллера, является ничем иным, как несомненной реабилитацией Лютера. От протестантов Епископ ожидает, что они, в свою очередь, пересмотрят свои взгляды на труды оппонентов Лютера.

Короче, получается, что Лютер теперь реабилитирован. Судя потому, что об этом говорят не рядовые священники, а высокопоставленные чины, так оно и есть. Но хотелось бы понять, что вкладывается в эти слова «реабилитация Лютера».
Реабилитацию можно понять, как восстановление в правах. Например, католическая церковь признает, что Лютер, став раскольником, и покинув католическую церковь, теперь признан никаким не отщепенцем, а по-прежнему своим, священником, восстановленным в сане, хоть и посмертно.

Или можно предположить, что реабилитация Лютера – это отмена необоснованного обвинения в его адрес. Тогда получается, что то, что реформатору «шили» в Вормсе – чистой воды наговор? И отсутствует всякий состав преступления? Но поскольку обвинения касались его взглядов, выраженных в его книжках, получается Ватикан признает, что книжки эти правдивы, или что богословские мысли реабилитированного имеют право на существования. Но тогда пассажи Людвига Мюллера вообще сбивают с толку. Представьте себе, что кто-то говорит вам: «Мы всегда верили, что дважды два будет семь. И объявили еретиком вашего парня, который обвинял нас в том, что мы были не правы. А теперь, спустя время, мы снимаем с него обвинения в том, что он обвинял нас в неправде. И вы теперь должны, в свою очередь, признать, что те, кто спорил с вашим, и верил, что дважды два действительно семь – они всё же правы». Короче получается, что мы согласны, что Лютер был прав в том, что мы не правы, но вы должны признать, что те, кто говорил, что Лютер не прав, в том, что они не правы, они все же правы.

Если вам все же трудно проследить всю эту цепочку рассуждений, скажу просто: в конечном итоге, епископ хочет сказать, что вообще-то не так уж и важно, во что ты веришь. Оставайся протестантом и исповедуй, что спасение возможно единственно через личную веру в Иисуса Христа. Но при этом соглашайся, что слово «единственно» - это не совсем единственно, потому что спасение через покупку индульгенций и спасение собственными усилиями – тоже путь, ведущий к Царству Божьему.
Мне такие предложения никогда не были понятны, и всегда были подозрения, что экумения, которую нам порой так усиленно пропагандируют, никогда не дружила с элементарной логикой. Выше упомянутый епископ, наверное, как раз потому и не понятен в своих высказываниях, что отвечает в Католической Церкви Германии за экуменические отношения.

Олег Шорсткин

Комментарии

Имя:

Код подтверждения: введите цифрами сумму чисел: 10 + 4

Текст:

Жанры

Активные авторы

Все авторы: