ПОМАЗАНИЕ

«Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» (1Иоан. 2:27).

Устраняет ли помазание, о котором говорится в 1 Иоан. 2:27 потребность в людях-наставниках?

Проблема 1Иоан.2:27 заключается в том, что текст создает впечатление, будто христианину не нужно учиться ни у кого из людей, будь то апостолы, пасторы, учителя или кто-либо еще. Автор послания, фрагментом которого является рассматриваемый в данной статье текст, является ни много, ни мало апостолом Иисуса Христа. Он пишет наставления, но вдруг как бы вспоминает, что в этих наставлениях нет особого смысла, т.к. верующих наставляет нечто лучшее – помазание. Особенно сильно это звучит в синодальном переводе, где 27-й стих начинается со слова «впрочем», которого нет в греческом оригинале. Это «впрочем» как бы ограничивает смысл предшествующих увещаний, обесценивает их. Получается, что Иоанн как бы говорит: «Я написал вам наставления, но, по большому счету, в этом нет никакой нужды. Без этого вполне можно обойтись, учась у помазания». Если именно это хотел сказать Иоанн, из этого следует простой вывод: в учителях нет необходимости, ибо помазание само научит верующего всему, что ему следует узнать. Не нужны проповеди и лекции, уроки и книги, семинары и конференции. Но об этом ли идет речь в тексте?

Вопрос о том, что хотел сказать Иоанн, весьма важен потому, что здесь на кон поставлено служение богословов, экзегетов, учителей воскресных школ, христианских писателей и проповедников, т.к. перечисленная когорта служителей занимается наставлением, т.е. делает ненужную работу с точки зрения приведенной выше интерпретации. Но на самом ли деле помазание, о котором говорится в 1 Иоан. 2:27 устраняет потребность в людях-наставниках?


ЧТО ТАКОЕ «ПОМАЗАНИЕ» ВООБЩЕ?

По большому счету, ответ на вопрос: «Нужны ли учителя?» зависит от ответа на другой вопрос: «Что такое помазание и как оно конкретно учит?» Ответ на первую часть вопроса нужно начинать искать в Ветхом Завете. Здесь помазание упоминается в связи с посвящением определенных людей на определенную деятельность, на служение или особое положение. Помазание давалось царям (1 Цар. 9,16; 10,1), священникам (Исх. 29, 7; ср. 40,13; Лев. 16, 32), а также пророкам (3 Цар. 19,16) и было символом благодати Божьей. Оно позволяло помазаннику выполнять задачи, поставленные перед ним. Помазание – это привилегия. Помазание совершалось посредством обряда, при котором наносился елей на человека, что символизировало особые достоинства. Помазание отделяло от общей массы, освящало человека, наделяя чем-то особенным.

Помазание в Новом Завете также означает особую привилегию, но отличается от того, как это было в Ветхозаветные времена. Тогда помазание было привилегией немногих избранных, теперь это привилегия каждого христианина. Т.е. оно символизирует привилегированное положение всякого христианина. Иоанн писал не царям, не пророками и священникам, а обращался ко всей церкви. На всех верующих, которым было адресовано его послание, пребывало некое «помазание», которое каким-то образом учило. Однако важно сейчас понять, что означает помазание в 1 Иоанн 2:27 конкретно и как именно оно учит?


ЧТО ИМЕЕТСЯ В ВИДУ ПОД СЛОВОМ «ПОМАЗАНИЕ» В 1 ИОАНН 2:27, И КАК ОНО УЧИТ?

Есть несколько мнений на этот счет.

1. Под помазанием понимают соборность, т.е. совокупный разум «церковного народа». Приверженцы этой точки зрения обращают внимание на местоимение множественного числа. «Иоанн обращался словом «вы», а не «каждый из вас»» - говорят они. Обычно такой точки зрения придерживаются те, кто верят в преемственность своей конфессии. По их мнению, «помазание» - это дар, который имеет Церковь, как целое, как коллектив, дар, который принадлежит соборному разуму Церкви. Как правило, при этом отвергают всех иных христиан, потому что они не едины с их церковью.

2. Под помазанием также могут понимать конкретное лицо – служителя, через которого Бог учит церковь. Он поставлен Богом и потому говорит слова Божьи. Видимо, идеальным кандидатом на эту роль является римский папа, который, как известно, «непогрешим».

3. Способность регулярно получать откровения от Бога. Т.е. это идея о том, что Дух Святой посылает откровение, говоря непосредственно верующему, что делать и во что верить.

4. Просвещение. Это когда Дух Господень помогает нам постичь истины тем способом, который Он сам избирает. Это может быть влияние на наш разум таким образом, что мы начинаем понимать то, что является истиной. Это также может означать, что Дух Святой открывает истины Слова Божьего, читая которые человек не способен понять без Его помощи.

5. Учение, в котором наставлены христиане. Это своего рода рамки, в границах которых выясняются все вопросы и рассматриваются разные точки зрения. Как правило, речь идет о Евангелии и Слове Божьем. С ними нужно сверять все знания и идеи, в их контексте рассматривать все духовные истины.

При рассмотрении вышеприведенных точек зрения, три первых не нуждаются в детальном рассмотрении, т.к. их несостоятельность очевидна, поэтому достаточно здесь вкратце коснуться доводов против них. Так, первая версия толкования рассыпается потому, что она не настаивает на том, что кто-либо не должен учить христиан. Сторонники «соборного разума» имеют служителей, наставников, книги, большую роль отводят сподвижникам веры и преданиям Отцов Церкви. Но, как видим, Иоанн настаивает на том, что не только эти сподвижники, но и он сам, будучи апостолом, живущим задолго до их появления, «не должен их учить». Если бы Иоанн под помазанием понимал «соборный разум», то, естественно, это означало бы, что и Иоанн является частью этого «разума», а значит и частью помазания. Вторую точку зрения следует отмести по той же причине: если под помазанием понимается служение помазанника-служителя, то Иоанн, будучи апостолом, хорошо подходит на эту роль. Следовательно, помазанник – это не то же самое, что служитель. Иначе слова Иоанна означали бы: «Я учу, но в этом нет необходимости, т.к. я учу вас и вы не имеете нужды в ином учителе». Это абсурдное заявление или, говоря простым языком, абракадабра. Иоанн так не говорит. Третье толкование несостоятельно потому, что оно предполагает, что все христиане являются пророками, в то время как в Новом Завете способность пророчествовать упомянута как дар, данный отдельным верующим, а не всем.

ЗАСЛУЖИВАЮЩИЕ ВНИМАНИЯ ТОЛКОВАНИЯ
Необходимо рассмотреть две оставшиеся точки зрения на помазание – помазание как учение и помазание как просвещение Духа.

Аргументом в пользу помазания как учения могут служить слова, написанные немного выше 1-го послания Иоанна 2:27, где говорится: «Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас» (1Иоан.2:24). Иоанн призывает верующих, чтобы в них пребывало то, что они слышали. Возможно, здесь есть связь с 27-м стихом, где Иоанн снова пишет о том, что в верующих нечто пребывает, называя это помазанием. Эту мысль можно изложить в форме силлогизма: 1. В верующих пребывает то, что они слышали от начала (1Иоан.2:24). 2. В верующих пребывает помазание (1Иоан.2:27). 3. Значит, то, что они слышали от начала – это помазание. В соответствии с этим доводом, мы не нуждаемся, чтобы кто учил нас, потому что истина уже известна. Кстати, это подтверждает и 21-й стих: «Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее». Таким образом, наше возрастание в знаниях, должно опираться на основную христианскую истину (имеется в виду Евангелие) и сверяться с ней. В этом смысле помазание и учит нас.

Важно также обратить внимание на 20-й стих, где первый раз Иоанн упоминает в своем послании помазание: «Вы имеете помазание от Святого и знаете все». Получается, что познание верующего имеет законченное действие. Слово «знаете» в греческом оригинале, судя по всему, стоит в перфекте: oidate, т.е. имеет совершенное действие, которое совершилось в прошлом, но продолжается в настоящем. Получатели послания уже знают, а не продолжают узнавать. Т.е. познание, которое пришло к нам с помазанием, уже известно нам и, если говорится, что мы не нуждаемся, чтобы нас учили в чем-то, то имеется в виду именно эта истина, а не обучение нас иным знаниям. Другими словами, Иоанн имеет в виду, что пути спасения мы научены (оно через Иисуса Христа), поэтому учить нас в этом нет нужды, а вот иному учиться нам еще предстоит, поэтому Иоанн, утверждая, что христиане не нуждаются, чтобы кто-то учил их, все же продолжает учить их на протяжении трех глав.

Против этой точки зрения можно выдвинуть следующий аргумент. Иоанн утверждает в 27 стихе, что помазание учит всему, а не только тому, чему они были однажды научены. Но это не столь сильный довод, потому что, как было сказано выше, Евангелие – это точка опоры, на которой держатся все остальные христианские истины. Всё нужно с ним сверять. В этом смысле оно учит нас всему. Т.е. мы научены истине (законченное действие), а она в свою очередь учит нас (продолжающееся действие), играя роль мерительной палочки. Можно сказать, что истина учит истинам.

Второе, заслуживающее внимание объяснение – это просвещение Духа Святого. Идею о помазании, как о Духе Святом подтверждают такие места Нового Завета, как 1Кор.2:12,13, где ясно говорится о том, что Дух Святой учит христиан: «Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным». В контексте Иоанн упоминает о Духе 9 раз в своем послании, где два раза говорится о том, что Дух нам дан Богом (1Иоан.3:24; 4:13), а также, о том, как различать духов (1Иоан.4:6). Иоанн Связывает духи с обучением. Есть дух от Бога, а есть не от Бога. Иоанн первый стих 4-й главы начинает со слов: «Не всякому духу верьте», а затем продолжает: «Много лжепророков появилось в мире». По этим упоминаниям можно сделать вывод, что помазание – это Дух Святой.

Дополнительным аргументом может служить то, что если согласиться с первым, из этих двух последних толкований (т.е. помазание как учение), возможно, нам придется исключить Духа Святого вообще из учителей, т.к. Иоанн пишет: «Не имеете нужды, чтобы кто учил вас». Т.е. если помазание – это принятое христианами учение, то мы не нуждаемся, чтобы кто нас учил, в том числе и в просвещении Духа Святого. Но здесь есть один нюанс: Истина Евангельская может быть принята человеком только благодаря Духу Святому, если Он просветит наш греховный разум. Следовательно, мы не можем принять первую точку зрения, исключив вторую.

ДВА В ОДНОМ
Судя по приведенным выше аргументам на основе анализа текста, доводов в пользу помазания как учения больше. Однако не стоит сбрасывать со счетов второй вариант толкования. Баркли, например, прелагает принять обе возможности: «Вполне возможно, что нам нет необходимости выбирать между этими двумя толкованиями, и что оба эти значения присутствуют здесь. А это значит нечто очень важное. Каждое новое учение нужно проверять дважды: 1. Соответствует ли оно христианской традиции, в которой мы наставлены? 2. Соответствует ли оно свидетельству Святого Духа, говорящему в нас?».

Вполне разумный подход, которым можно закончить выяснение значение слова «помазание». Во-первых, потому что Евангельская истина вполне может играть роль помазания, но эта истина открылось нам через просвещение Духа Святого. Во-вторых, хотя цель этой статьи и предполагает верное понимание природы помазания, однако заключается в ином: понять, исключает ли это помазание обучение христиан посредством учителей – через их книги, проповеди, наставления, лекции и т.д.? Достаточно остановиться на том, что Дух Святой открывает верующим истину, с которой необходимо сверять все остальное, и на основе которой нужно возрастать в своих познаниях. Евангелие – это фундамент, но фундамент, который известен нам потому, что мы просвещены Духом Божьим.

Такая интерпретация текста вполне соответствует здравому смыслу, если рассматривать ее в свете исторической обстановки тех времен, когда послание было написано. В то время было распространено гностическое учение, навязывающее своеобразные откровения. Христиане не нуждались в этом. Их разум через Духа Святого был просвещен Евангелием. Поскольку они знали истину, они не нуждались, чтобы кто-либо, и гностики в том числе, учили их чему-либо еще. Христиане также не нуждались в том, чтобы им вдалбливали истины с помощью логических рассуждений, доказывая аргументировано все, во что следует верить. Потому что истины Божьи не возможно внушить без влияния Божьего Духа. Дух же Святой открывает людям истины таким образом, что они более не нуждаются в разжевывании и супердоводах.

ТАК НУЖНЫ ЛИ УЧИТЕЛЯ?
Бог учит нас. Но это не исключает необходимость в учителях. Иоанн имел в виду, конечно, что мы не нуждаемся в ком-либо, но, поскольку, сказав это, сам продолжал учить, то, его слова нельзя понимать так, что из процесса обучения христиан нужно исключить роль учителей. Или, правильнее сказать, исключить учителей можно, но не всех, а тех, кто учит неправде. Под словами «кто-либо» Иоанн, скорее всего, имел в виду неких людей, преподающих вне рамок Слова Божьего и истин Божьих. Об этом он прямо говорит в своем втором послании: «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его» (2Иоан.1:10). Выше говорится, что означает «сие учение». Этим учением является Евангелие: «Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына» (2Иоан.1:9). Это, как говорилось выше, и есть помазание, которое получено христианами посредством Духа Святого: учение Христово.

Это учение помогает отличить правду от лжи, позволяет узнать еще больше, чем мы знаем сейчас. Оно не отметает служение учителей. Особенно это видно из 10-го стиха, где Иоанн явно не настаивает на том, что вообще учителей не следует принимать. Он лишь против тех, кто «не приносит сего учения». Речь идет об учителях, которые преподают вне рамок Слова Божьего и истин Божьих. Это такие учителя, которые предлагают знания, не имеющие отношения к Евангелию. Это тайные знания, которые частенько предлагались во времена Иоанна многочисленными гностиками, новые, мистические откровения. Сегодня нам предлагают тайные, зашифрованные записи Нострадамуса, мистику движения Новая эра. Христианам нет нужды искать знаний в таких учениях. Даже откровения так называемых современных пророков, которых много в некоторых евангельских церквях, можно отнести к тем, в чьем обучении мы не нуждаемся, хотя именно они и могут сказать, что, мол, они имеют помазание. Это не помазание. Это мистика. Подделка. Настоящее помазание открывает глаза на истины, записанные в Священном Писании.

Христиане не имеют нужды, чтобы кто учил их, потому что христианина нельзя сбить с толку ложью. Можно только пытаться.

Итак, слова «не имеете нужды, чтобы кто учил вас» точно не означают двух вещей: 1. Не стоит читать книги, потому что помазание научит нас без помощи книг. 2. Не следует слушать проповеди и ходить на уроки воскресной школы, потому что помазание научит без этих вещей. Иначе Апостолы не учили бы нас ничему и не писали бы книг, и не призывали бы нас вникать в Писания и учить людей (1Тим.4:13). Сам Иоанн говорит, что апостолов нужно слушать: «Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения» (1Иоан.4:6). Получается следующее. Есть люди, знающие Бога. Знающие Бога слушают апостолов. Выходит, помазание не только не исключает того, чтобы христианам учиться у кого-либо, но напротив побуждает учиться у них.

ИТОГ

Текст 1 Иоан. 2:27 при поверхностном чтении может слегка напугать: христиане веками учились у учителей и учили друг друга, но здесь «обнаруживается», что в учителях не было необходимости. Не следует так понимать 1 Иоанна 2:27, т.к. помазание учит христиан в том смысле, что они, посредством Духа Святого познают давно известную Евангельскую истину, являющуюся фундаментальной и не нуждаются более ни в каком ином фундаменте. Наша задача – учиться у учителей, «все испытывать и хорошего держаться» (1Фесс.5:21), испытывая именно таким способом: соотнося факты с Евангелием и Словом Божьим. В этом смысле мы будем учениками помазания.

Однажды Уорфилд, который в свое время на протяжении 34 лет преподавал в Принстонской семинарии, выступая перед студентами, сказал: «Порой мы слышим, что десять минут коленопреклоненной молитвы дают более истинное, глубокое и действенное познание Бога, нежели десять часов сидения над книгами. «Неужто! – следовало бы возразить на это. – А как насчет десяти часов над книгами, на коленях?». По сути дела это и есть правильное применение 1Иоан.2:27.

Олег Шорсткин

Комментарии

ИМХО - 14.11.2008 21:41:45

Вы забыли закончить статью словами: "А впрочем, чего это я вас учу? Пущай вас учит помазание..."


Станислав - 15.11.2008 09:37:44

Хорошее, качественное исследование, приведшее к выводам - какое "очевидное" толкование было бы неправильным. Единственное, в чём я не согласен с Баркли: 1. Соответствует ли оно христианской традиции, в которой мы наставлены? 2. Соответствует ли оно свидетельству Святого Духа, говорящему в нас?».
Во-первых, речь не должна идти о традициях - это учения человеческие. Речь должна идти о Писаниях. Правильно было бы: соответствует ли оно Писанию?
Второй пункт абсолютно правилен. А во-вторых, следует добавить 3-ю, на мой взгляд, абсолютно необходимую позицию: 3. Соответствует ли оно здравому смыслу? (Разумное служение).
Доказательств много. Одно из них - то, что автор пришел к правильному толкованию с помощью разума во Христе и логики. Автор сам упоминает об этом: "Такая интерпретация текста вполне соответствует здравому смыслу". Так что без здравого смысла не обойтись!


Думало - 15.11.2008 22:53:22

ИМХО, а не забыли ли вы сами закончить свой комментарий словами: "впрочем, чего это я вас учу?..."
Ну, впрочем, вы сами это понимаете... По той же самой причине.


Кегль - 16.11.2008 00:02:45

Ребяты, вам же сказано, слова "впрочем" нет в оригинале!


Мотакужи - 19.11.2008 12:25:04

Ого, пока меня не было у сайта появился новый вид. Розовые тона...


Анатолий - 22.11.2008 23:28:04

Я все же думаю, что помазание это больше просвещение.


С.М. - 02.12.2008 22:24:27

Что же такое помазание?
Нельзя ли дать четкое определение?
Как в школе, помните: Помазание - это действие и т.д...


Jktu - 04.12.2008 00:09:17

С.М. вроде без определений итак понятно.


droidmod.ru - 25.05.2016 02:34:39

Иисус Христос родился ночью поэтому и проводится ночная литургия с 6 на 7 января. Икона Рождества находится в храме с 6 января до 13 января и перед вечерней службой украшается еловым венком, символом вечнозеленого живого дерева.


Роман - 09.08.2017 03:00:25

А почему "откровения так называемых современных пророков"? Вы считаете в наше время нет и неможет быть настоящих пророков?


Роман - 09.08.2017 03:07:16

Или вы считаете что совершенное уже настало? И вы,автор,уже несмотрите как сквозь тусклое стекло?


Автор - 17.08.2017 22:39:34

Роман, есть мнение, что совершенное уже настало. И это совершенное - Слово Божье.


Роман - 11.09.2017 14:23:53

Автор это мнение давольно спорное и не надо выдовать это как само собой разумеющееся.


Автор - 21.09.2017 18:37:43

Роман, я думаю что мнение о том, что это мнение спорное, тоже спорное.


SanDeGoSu - 03.10.2017 05:20:35

Приветики мальчики и девочки. А как интересно Вы
проводите своё свободное время?


Роман - 16.10.2017 14:34:23

Автор так ответьте вы уже видите как лицем к лицу и уже познали как сами познаны? И вы уже не видете как бы сквозь тусклое стекло?


Имя:

Код подтверждения: введите цифрами сумму чисел: 8 + 7

Текст:

Жанры

Активные авторы

Все авторы: