Одна из тайн Иисуса

В стиле руководства Иисуса, в Его отношениях с учениками есть несколько загадочных для нас, людей другой культуры, моментов.
Да, он СЛУЖИЛ ученикам и людям, и учил их тому же. В то же время Он был для них, бесспорно, руководителем, имевшим непререкаемый авторитет. Имел авторитет, но не был авторитарным. Служил, но к Нему не относились, как к слуге. Мыл ноги ученикам, и благосклонно принимал служение и даже поклонение других.
Зачастую, чтобы узнать что-то об учителе, достаточно посмотреть на его учеников. Видя, как старательно избегают служители одной из церквей физического труда, можно догадаться, чему учил их пастор. Он учил их тому, что служитель должен быть умелым организатором, вместо того, чтобы хвататься за все самому. Но почему эта здравая мысль была доведена до абсурда? И вот молодой служитель, краснея, «повелевает» двум старым и больным братьям тащить со сцены пианино. Он бы и рад помочь, да нельзя: увидит пастор – навсегда запишет в «грузчики». Руководитель воскресной школы – пожилая сестра – просит четверых служителей отнести котел с водой. Служители разбегаются, сестра сидит рядом с котлом и плачет. Глядя на повадки «служителей», можно точно написать портрет их пастора. Точно так же, глядя на поведение учеников Иисуса, можно сделать некоторые открытия.
Если спросить любого из нас, что такое церковь – мы тут же отбарабаним: тело Христово. Но при этом забываем о ее земном измерении: церковь нуждается в помещении, в средствах, состоит из несовершенных людей. Увы, зачастую церковь – слепок того общества, в котором находится. Нищее общество – нищая и церковь. В некоторых аспектах еще хуже: тоталитарное государство умерло, а тоталитаризм в церкви «законсервировался». И вот одни проявляют привычное раболепие, другие его благосклонно принимают. Одни строят в церкви жесткую «вертикаль власти» с непререкаемым авторитетом пастора, другие говорят о «грехе иерархии». Кто рассудит, как правильно?
Что же говорит о Христе поведение Его учеников?
Иногда они не решаются лишний раз Его потревожить, видны их почтение и даже трепет. В других случаях не стесняются растолкать Его, говорят с Ним, как с равным, даже дают Ему советы. Обращаются как с ровней, как с другом – но при этом питают глубокое уважение: о панибратстве нет и речи. Не оказывают видимых почестей, не кланяются – но трепещут и «ходят», как перед царём. Всё это как-то не укладывается в сегодняшнюю схему отношений между начальством и подчиненными, между пасторами и паствой, «клиром и миром». Авторитет начальствующего всегда окружен системой правил, которые служат барьером, ограждающим его от излишней близости подчиненных. Служащие часто либо недоступны, либо не имеют должного авторитета.
Удивляет множество ошибок учеников Христа. Кажется, чаще всего они действуют «невпопад», вновь и вновь советуют Иисусу, что надо делать и как. Давайте посмотрим:
Ученики: отпусти народ. Иисус: ВЫ дайте им есть. (Матф. 14:15, 16)
Пётр начал прекословить. Иисус: отойди, сатана! (Матф. 16:22, 23)
Пётр: сделаем три кущи! Бог: ЕГО слушайте! (Матф. 17:4, 5)
Ученики высказывают сомнение. Иисус объясняет (Матф. 17:10, 11)
Пётр решил (!) и ответил (!) за Иисуса, забыв Его спросить: да, Иисус заплатит подать на храм. (Матф. 17:24-27). Иисус исправляет ситуацию, проявляя мудрость выше Соломоновой: Он не «подставляет» Петра и не соблазняет служителей храма, при этом ни на йоту ни отходя от Своих правил: сказал, что они не должны платить – и не платит: деньги Пётр берёт не из ящика, а изо рта рыбы. Ради этого он должен потрудиться: пойти к морю, поймать рыбу.
Вот один из вопросов Писания, который имеет 2 ответа: заплатил ли Иисус подать на храм? Ответ: и да, и нет. Этой мудрости должны научиться идеалисты, которые любят делить мир на черное и белое и хотят на все иметь однозначный ответ. Иисус не переломил надломленной тростинки: ответом все довольны, решены проблемы всех сторон: волки сыты, овцы целы, простота научена, самонадеянность наказана, никто не обижен, Истина торжествует. Точно такую же небесную мудрость Иисус являет в своем ответе на вопрос о налоге кесарю. Он ничуть не старается угодить всем, но четко пресекает намечающийся ненужный конфликт. Не вставая ни на чью сторону, привлекает всех на Свою.
Ученики возбраняли детям. Иисус возразил: не препятствуйте (Матф. 19:13, 14). В отличие от учеников, Он не считал время, посвященное детям, женщинам и иноверцам напрасно растраченным.
Ученики негодуют на поклоняющуюся женщину. Иисус возражает (Матф. 26:8-10).
Иаков и Иоанн: МЫ желаем, чтобы ТЫ сделал…(Марка 10:35). Это ничего вам не напоминает? Так мы молимся порой к Богу и сегодня. Вместо того, чтобы спросить, чего желает Он.
Остальные 10 вознегодовали (Марк 10:41). Иисус примиряет их и учит о вертикали отношений в миру и в церкви, чего и Сам строго придерживается (Марк 10:42-45).
Ученики: давай сожжем селение! Иисус: не знаете, какого вы духа! (Лука 9:54, 55)
Иоанн: мы запретили человеку изгонять бесов. (Опять Его забыли спросить…). Иисус: не запрещайте! (Марка 9:38, 39)
Иисус говорит – Пётр возражает (Матф. 26:31-33).
Иисус настаивает – Пётр упрямо остаётся стоять на своём! (Матф. 26:34, 35). Только услышав о последствиях, Пётр соглашается, и… бросается в другую крайность. Иисус терпеливо поправляет – в обратную сторону.
Иисус просит учеников бодрствовать с Ним – но они засыпают.
Разбудив их, просит опять – но они засыпают вновь! (Матф. 26:38-43). Однако в бурю на море ученикам было не до сна: лодка наполнялась водой. Зато Иисус, натрудившись, спал как убитый! Его не постеснялись растолкать: «Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?» - это упрек! Похоже, не успевая вычерпывать воду, они хотели дать черпак и Ему. Но у Него был лучший инструмент – вера! (Марк 4: 38-40).
Кто-то из учеников отсекает ухо рабу – без приказа! Иисус велит вернуть меч в ножны (Матф. 26: 51, 52).
Даже после Его воскресения, когда не осталось сомнения – Кто Он, апостолы продолжали делать не то, что нужно. Иисус упрекал их за неверие и жестокосердие (Марк 16:14). Пётр вопреки указанию Иисуса пошел ловить рыбу. Он опять опережает Его, даже воскресшего: «Господи! а он что?» - и получает отповедь: «что тебе до того? ТЫ иди за Мною» (Иоанн 21:21, 22). Их интересуют Божьи времена и сроки – Иисус: не ваше дело (Деяния 1:6)
Здесь приведен далеко не полный перечень всех «проколов», действий невпопад и «забеганий вперед», допущенных апостолами. О чем это может сказать нам?
Можно сделать однозначный вывод: ИИСУС НИКОГДА НЕ ЗАПРЕЩАЛ УЧЕНИКАМ ПРОЯВЛЯТЬ ИНИЦИАТИВУ. Поэтому они и выросли в лидеров.
Даже Бог не требует от людей раболепного отношения к Себе! Бог дал людям Свободу. Ему всегда нравились их Инициатива и Творчество – Его качества, которые Он вложил в нас. Бог запретил людям грех, но не отнял инициативы! Так действовали все Его избранные: кроткий Моисей немало делал того, что Бог ему не велел, но угодного Ему; Мариам по своей инициативе повела женщин в поклонении Богу, и названа одним из вождей Израиля; Давид создал СВОЮ модель скинии, и Богу это так понравилось, что Он обещал её воссоздать; царь Иосафат вопреки воинской науке поставил певцов впереди воинов – и выиграл сражение еще до того, как начал его; Иисус многое делал впервые, не по шаблону, но этим Бога только прославлял; Пётр впервые «поперек правил» преподал крещение язычникам; Павла никто не посылал в его миссионерские путешествия, кроме его совести перед Богом; Аполлосу никто не разрешал, никто и не запретил проповедовать, несмотря на его ошибки – потребовалось только немного его поправить. История Божьих людей, и особенно история христианства – это история не всегда наученных, не всегда правильно действующих, но всегда инициативных людей. Таких людей, которые могут смело сказать: «угодно Духу Святому и нам» - и начать действовать.
каковы же сегодня отношения в церкви? Мало кто из пасторов не призвал бы к порядку таких инициативных братьев: «Братья, что же вы всё делаете невпопад? В другой раз хотя бы посоветуйтесь со мной!». А в некоторых церквях инициатива приравнивается к бунту и строго запрещена. Там без разрешения пастора никто не имеет права даже купить туалетной бумаги. В таких церквях вместо лидеров вырастают жесткие исполнители, способные только к подавлению. Там дисциплинируют людей, вместо того, чтобы помочь им наладить личные отношения с Богом, чтобы дисциплина исходила изнутри, из сердца, преданного Богу.
Инициатива и предприимчивость при безбожной советской власти была наказуема. В результате в обществе и в церкви образовался глубокий вакуум инициативы. Как следствие имеем сырьевую экономику в разваливающейся стране, людей без ответственности, общество без будущего.
Церковь без инициативы обречена на вырождение. Она не выходит из общества «за стан», как Иисус. Внутри закрытого, упрямого в своей дурной ментальности общества она только еще больше закрывается, оставаясь замкнутой сектой ВНУТРИ этого общества. Это те же несвободные люди, только с другими идолами. Как люди безбожного общества являются рабами своих страстей и привычек, так и подобная «церковь», отгораживаясь от общества забором «святости», остается рабом своего понимания «дисциплины» и «послушания». Такая «церковь» не может показать людям путь к Свободе, к Творчеству, к Истине, не является светом и солью, созидающей силой Общества, прославляющей Творца. Естественно, она будет выброшена на попрание – времена несвободы близки!

Станислав Вершинин

Комментарии

Ин ког ни тО - 23.05.2008 07:04:30

Но, Станислав, многие из приведённых мест писания можно применить и к мысли, что Иисус очень жёстко дисциплинировал Своих учеников, а они оказывались очень непонятливыми:
мы запретили человеку изгонять бесов - не запрещайте;
бодрствуйте - спят, и т.д.
Думаю, что никто из нынешних пасторов не назовёт служителя "сатаной", как бы тот ни прекословил.

Истина, должно быть, находится где-то посредине.
Нужен баланс между инициативой и послушанием, который, впрочем, не просто уловить.


Станислав - 23.05.2008 10:21:09

Думаю, если бы Он их жестко дисциплинировал, таких проколов почти бы не было. Дисциплина - это когда за предупреждением идет наказание. Некоторые "отметились" по много раз - и ничего. Ученики очень непонятливые - это одно; непослушные - совсем другое! Они всегда спешили исполнить; когда не понимали, не стеснялись возразить или спросить.
"Послушание" - термин закона. Иисус принес благодать. Они Его слушали не потому, что Он их дисциплинировал или призывал к порядку, а потому, что Он говорил им Слово Жизни - и это они четко понимали. (Хотя само Слово - не всегда).


Думало - 28.05.2008 12:26:42

Автор приводит несколько ссылок о том, как Иисус упрекал учеников и утверждает, что ученики просто проявляли инициативу. Понятно, что не ошибается тот, кто ничего не делает, но стоит ли путать инициативу с мышиной возней? Мне думается, Станислав, вы в вашей статье действительно иногда путаете эти два понятия.


Станислав - 29.05.2008 04:21:29

Отсечь ухо или сжечь селение - мышиная возня? Почему тогда Иисус занимался тем, что обращал внимание на мышиную возню? Или упрекните евангелистов, которые тратили наше драгоценное время на описание мышиной возни. Да и что тогда можно сказать о сегодняшних деяниях некоторых святых? Например, крупной евангелизации с нулевым результатом?


ИМХО - 29.05.2008 13:02:59

Ага, Станислав, отсечь ухо и сжечь селение - это не возня, а инициатива, которую нужно поддерживать... А что, пусть пацаны пошалят маленько, чего уж там. Чтоб не обрекли себя на вырождение.


Станислав - 29.05.2008 13:25:28

В Японии именно так и считают - детям до 5 лет разрешают ВСЁ.


Думало - 30.05.2008 11:19:44

Христианам порой навязывают вопрос: "Ходил ли Иисус в Индию". Станислав расширяет границы возможных путешествий Иисуса до самой Японии.


Станислав - 31.05.2008 08:55:45

Дух дышит, где хочет...


Думало - 01.06.2008 02:33:56

Вот это правильно: "Где хочет", а не там, где мы воображаем.


Станислав - 01.06.2008 08:15:10

Аминь!


Вадим. - 01.06.2008 16:08:20

«Скажи мне, кудесник, любимец богов, что сбудется в жизни со мною и скоро ль на радость соседей-врагов могильной засыплюсь землёю» (Пушкин А.С. Песнь о вещем Олеге).
г. Станислав Вершинин поднял животрепещущий вопрос – о молодёжной политике в церкви. Трудно пройти мимо его работы, поскольку об Иисусе Христе нынче мало пишут – о чём угодно больше, но о Нём - меньше. Поэтому я позволю себе поблагодарить указанного автора за смелость его христианской и гражданской позиции.
Мне представляется автор публицистической проповеди «Одна из тайн Иисуса» человеком лет сорока, очень наблюдательным и любящим Христа и Его церковь.
Стало бросаться в глаза, что, например, в православной церкви с ельцинских времён установилась политика внимания к старушкам – ставка в основном делается не на молодёжь, а на пожилых. С одной стороны, посочувствовать православному священнику нужно: работает он с самого утра до заката солнца. Но в городе, где я живу, почему-то удобно делать упор на работу с пожилыми: то ли от того, что старики непритязательны, то ли от того, что молодёжь требует массу времени; то ли от того, что надо продумывать стратегию развития приходской жизни именно применительно к молодым. А со стариками какая стратегия – проживут ещё 10 -- 15 лет, отпоют их по обряду – и все довольны. Вот только пушкинский вопрос, вынесенный в название, никто не отменял.
Отлично помню, как в 1991 году православные храмы были полны людьми даже в будни. Нынче порой и в главные праздники в храмах «не белы снеги». Не смешно. «Что же будет на Земле через сто ближайших лет, если мода на детей совсем пройдёт?»
А вот другая картина. В 2005 году главный пастор ЕХМС нашего города последовательно провёл первую городскую христианскую семейную конференцию, сначала для мужчин, потом для женщин. Главный лозунг: нашей церкви нужны мужчины и молодёжь! С тех пор конференция стала ежегодной.
Обидно для россиянина, не важно даже к какой он конфессии принадлежит! Разве детородный возраст начинается с 55 лет? А может быть, инициатива сильней всего брызжет после климакса? Почему это сознают в протестантских церквах, которых так смачно и весело в нашем обществе порой называют сектами, а в православии эта тема -- moveton?
Поэтому статья г. Станислава Вершинина до безумия актуальна своим призывом обратить внимание на свою инициативность и на инициативность молодёжи.
А вот что услышал однажды от некоего евангелиста-пастора ЕХМС, который по молодости был зеком, а нынче покаялся: «Когда я приезжаю со словом служения в другой город, то иду сначала в туалет. Если там чисто и уборка организована, то это значит, что в общине всё нормально. А если при моем приезде местный пастор сам бросается в туалет и выкладывает мыло и бумагу, то нет здесь толковой организации». Внимание: кто раз бывал в зоне, тот осведомлён о чистоте в указанном «помещении» и особенно об отношении к чистоте «очка». Однако the pastor, a former prisoner выразил интересную мысль: дисциплина связана с инициативой «снизу» и с инициативой «сверху». Та же проблема поставлена и в публицистической статье «Одна из тайн Иисуса». Автор решает её в пользу целесообразности поведения Христа. И это правильно. Иисус удивительно последователен и логичен в своём поведении несмотря на явную выразительность, экспрессию своих поступков. Я присоединяюсь к мнению автора, вот только мне хочется кое-что от себя добавить.
По моему мнению, земная сторона любой религии проверяется во взглядах на детей. Пусть читатель представит себя христианином-отцом либо христианкой-матерью. «Ты проснёшься на рассвете, услышишь, как смеются дети…» И вот утром дети увидели тебя, отца, и целесообразно подходят поздороваться, а на лицах у них – улыбки, потому что так положено, и говорят они приличные слова, потому что так требует христианский этикет. И вы, читатель-отец, тоже довольны: все заповеди Ветхого и Нового завета соблюдены. Далее вы объявляете своей жене и детям: «В соответствии с адекватным отношением к родителям – приказываю – приступить к принятию пищи в форме завтрака. Приказ №__ от 01 июня 2008г. Отец Такой-то Такойтович». Вы хотели бы такое развитие событий? Не кажется ли вам, что чего-то нет в ваших отношениях с детьми?
Этот пассаж я предпослал потому, что хотел, чтобы стала понятной моя мысль: нет ничего выше любви. Кроме необходимой целесообразности Иисус Христос руководствовался любовью, потому что Он сам есть Любовь, а также Путь, и Истина, и Жизнь, как и Сам когда-то сказал. Аминь.



Станислав - 02.06.2008 04:43:13

Существенное дополнение. Тут я двумя руками "за" - просто почему-то не отобразил эту сторону отношения Исуса к ученикам. По-моему, братский спор об этом здесь уже был - кажется, в комментариях к статье "Деноминации. Чей ты ученик?", где многие усмотрели полное отрицание мною дисциплины в пользу Любви. Я считаю, что Любовь первична - остальное все только проистекакет из любви. Схематично: у Любви есть Справедливость. У справедливости есть Закон. У Закона есть дисциплина (в т.ч. и палка). Но Любовь и Свобода неразделимы


Думало - 02.06.2008 16:48:20

Вадим громко воспевает свое согласие с автором, но похоже поет песню совсем о другом. Досадно, но повторяется банальный случай, когда смотрят на Христа, и каждый "видит" свое. Вадим, ваши мысли - они какие угодно, только не христоцентричные.


Станислав - 03.06.2008 02:47:45

Думало, когда смотрят на Христа, и каждый видит свое - это нормально! "Нет ничего выше любви" - хотя Христос как бы и не упомянут, так можно сформулировать и Его лозунг. Куда еще христоцентричнее?
Может, брату Думалу обидно за некоторые общины, которые так похожи на нарисованную Вадимом картину: всё там очень правильно и вроде по Писанию, дисциплина армейская, а присутствие любви подразумевается только потому, что "мы закон исполнили, а исполнение закона есть любовь"?


Станислав - 03.06.2008 02:50:47

Дорогой Думало, вспомнил, что здесь есть отличный пример! Посмотри работы Марии Сараишвили - там про Христа очень мало, больше про каких-то, прямо скажем, засранцев. Однако, Христос и Его любовь так и текут между строк!


Вадим - 05.06.2008 10:41:15

Здравствуйте, Станислав, здравствуйте, Думало! Спасибо обоим за внимание к моей заметке. Я хочу сказать два слова о христоцентричности.
Нынче христоцентричной может быть моя личная жизнь. Ну ещё может быть жизнь в христианской общине. Прочие полюбили феншуй. Ихи нравы. Нам же многобожие запрещено. Ди и не хочется его вовсе.
Если заглянуть в Евангелия, то Благая Весть удивительно христоцентрична. Каждая строчка вращается вокруг распятия и воскресения.
То-то и оно, что Евангелия христоцентричны, но очень нелогичны и, пожалуй, несправедливы.Да, уважаемый Станислав, любовь несправедлива. Когда приятель занял у меня денег и не отдал, я простил ему долг. В зэчьих кругах приятелю бы открутили голову, что правильно, логично и справедливо. Но братская-христианская любовь поступает иначе. Я попыхтел себе в тряпочку и сказал: "Деньги приходят и уходят". Это -- по-христиански. Как писал автор книги "Не просто плотник", Христа распяли не за его поведение, а за его личность, за то, каков Он. Это нелогично и несправедливо по-человечески? С 20-х по 80-е годы христиан в СССР преследовали не за поведение, а за исповедание веры. И это вполне логично по-людски. И оченннь справедливо с точки зрения марксизма-ленинизма.
Но Христос один и тот же, и Евангелия у нас канонические -- четыре. А если бы все люди смотрели на Христа одинаково, то не было бы и реформации 16-го века. Кстати... и апостола Павла тогда не надо было бы останавливать слепотой по пути в Дамаск. Один удар молнии -- и "нет человека -- нет и проблемы". Но Богу нужен был и ап. Павел, и ап. Пётр, и ап. Иоанн. И генерал-полковник Георгий, которого изображают как святого на наших монетах и гербе Москвы, и пастух гусей Трифон (оба -- мученики первых веков христианства).
И вообще я замечаю, что Бог любит разнообразие. Как там написано у ап. Павла... "Всё мне позволено, но не всё полезно"? Так ведь? Всё позволено во Христе. Аминь. Дай Бог здоровья и г. Станиславу (обязательно прочту Вашу работу "Деноминации. Чей ты ученик?"), и любезному собеседнику Думале.


Думало - 07.06.2008 01:53:04

Станислав, а вы нарочно пустили тему нашего диалога в иное русло, чтобы оправдать свою оплошность и Вадимову?
Да конечно легче поехидничать насчет каких-то моих витруальных обижаний насчет чего-то там, нежели признаться в своих ошибках. Надо же, говоря о христоцентричности я, оказывается, имел в виду общины с армейской дисциплиной! По-моему у вас непорядок в богословии, либо в терминах, либо лукавите.

Вадиму
За примеры из "Не просто плотник" и про преследование в 20-80 годы в СССР ставлю вам 5-ку. По христоцетричности. Однако.


Имя:

Код подтверждения: введите цифрами сумму чисел: 1 + 4

Текст:

Жанры

Активные авторы

Все авторы: