КВИРИНИЙ ЗАПУТАЛ

«В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею» (Лук.2:1,2)

Не искажает ли Лука исторические сведения о переписи?
Лука подкинул читателям нашего времени небольшую задачку. В самом начале своего повествования о рождении Христа он привел исторические сведения, которые исследователям последних веков могли показаться не стыкующимися друг с другом и с другими историческими источниками.

Дело в том, что Лука упомянул перепись, объявленную римским императором Августом (об этом написано в Лук. 2:1) и сказал, что она происходила в то самое время, когда некий Квириний правил Сирией. Проблема заключается в том, что исторические документы относят перепись Квириния к 6 или 7 году по Р.Х(1). Именно в то время Квириний правил Сирией и в то же самое время происходила перепись, которую проводили по приказу кесаря Августа. Можно, конечно, предположить, что Иисус родился на 10-12 лет позже той даты, от которой ведется летоисчисление нашей эры, но тогда возникает еще один вопрос: «А как же быть с Иродом Великим?», ведь в соответствии с Евангелием от Матфея, он во время той переписи был еще жив, ведь известно, что он умер в 4 веке до Р.Х.(2). Получается, что либо Лука вводит нас в заблуждение, и Квириний не правил во времена той переписи, либо другие, небиблейские источники недостоверны, либо Матфей написал неправду про Ирода, либо здесь что-то еще.

Конечно, любой неверующий историк автоматически обвинит в искажении фактов именно евангелистов. Да и для неутвержденных христиан подобные неувязки являются лишним поводом к сомнениям в авторитетности Библии. В любом случае, проблему эту полезно разрешить, т.к. любая проблема – это как бельмо на глазу. Как свидетельствует об этом Генри Геллей, «эта историческая неувязка долгое время беспокоила теологов»(3).

Подобные беспокойства понятны. Даже такой уважаемый комментатор, как Уильям Баркли мог засомневаться в профессионализме евангелиста Луки, как историка. У Баркли в его комментариях даже есть такая фраза: «Возможно Лука допустил небольшую ошибку…»(4). Впрочем, Баркли обвиняет Луку, видимо не столько в исторической ошибке вообще, сколько в том, что Лука назвал Квириния правителем. Именно поэтому, он отозвался об этом, как о «небольшой ошибке», а не просто ошибке. Ведь, Баркли жил уже в то время, когда головоломка с нестыковками, можно сказать, благополучно разрешилась.

А решение оказалось простым, оно пришло с одним любопытным археологическим открытием. В 1764 году в Тиволе возле Рима был обнаружен фрагмент камня, который содержит надпись в честь римского чиновника, который, как в ней утверждается, дважды был правителем Сирии и Финикии во время царствования Августа(5). И хотя на фрагменте нет имени должностного лица, среди его достижений перечислены детали, которые не могут соответствовать никому иному, как Квиринию. Таким образом, Квириний был правителем дважды. Возможно, второй раз – когда занимал должность конкретно правителя, а первый раз – исполняя обязанности правителя, при этом официально занимая несколько иную должность. Например, он, как полагают некоторые исследователи, был не гражданским чиновником, а командующим римскими войсками(6). Т.е. все равно правил, возглавляя силовые структуры. Это многое объясняет и все стыкует. Ведь во времена первого правления Квириния, которое пришлось, очевидно, на 4 – 1 гг. до Р.Х.(7) был еще жив Ирод. И перепись, проводившаяся каждые 14 лет в Римской империи, могла проходить в этот период.

Подводя итог всему выше сказанному, можно сказать, что у нас нет повода для сомнений в достоверности Евангелия от Луки. Хорошо об этом сказал Уильям Рамсей: «Слова Луки можно подвергать испытанию больше, чем слова любого другого историка. Они выдерживают самую строгую проверку и самую серьезную критику, если, конечно, критик знает свой предмет и не выходит за границы справедливости и научной объективности»(8). Нам остается только присоединиться к этим важным и нужным словам.

__________________________________________________

Октябрь 2007
__________________________________________________

Ссылки
1. Генри Гелей. Библейский справочник. Христианское общество «Библия для всех». Санкт-Петербург: 1996. стр. 490
2. Фритц Ренекер. Герхард Майер. Библейская Энциклопедия Брокгауза. Cristliche Verlagsbuchhandlung Paderborn. Русское издание: 1999. стр. 448
3. Генри Гелей. Библейский справочник. Христианское общество «Библия для всех». Санкт-Петербург: 1996. стр. 490
4. Уильям Баркли. Толкование Евангелия от Луки. Всемирный союз баптистов: 1984. стр. 24
5. Джон Мак-Артур. Учебная Библия с комментариями. Славянское Евангельское Общество: 2004. стр. 1500.
6. Фритц Ренекер. Герхард Майер. Библейская Энциклопедия Брокгауза. Cristliche Verlagsbuchhandlung Paderborn. Русское издание: 1999. стр. 448
7. Эрик Нюстрем. Библейский словарь. Мировая Христианская Миссия. Торонто: 1989. стр. 198
8. Мерил Тени. Обзор Нового Заветаю. Духовное возрождение. Москва: 1998. стр. 220-221

Олег Шорсткин

Комментарии

Станислав - 29.10.2008 13:29:43

Вот вам иллюстрация: одним - Квириний, другим - контактор. Как перед потопом - женятся, продают, покупают - и нет им дело до евангелия!
Кто-то безумен: или те, кто продавцам про Квириния, или те, кто евангелистам про контакторы!


Кувалда Николай - 15.02.2010 22:04:26

Иосиф Флафий говорит только об одной переписи, проведенной при Квириние - в 6 году н. э. Она же - ПЕРВАЯ, проведенная Римом во Иудее. Вот на этом слове Луки, что перепись эта была - ПЕРВАЯ, и лукавят всякие теологи да переводчики, используя незнание обывателями древнегреческого языка. Буквальный же текст гласит :

"Эта перепись первая случилась (когда) Сирией правил Квириний."


Autor - 22.11.2010 18:29:23

Благодарю, Николай, за ремарку.


aristoxen - 26.08.2014 15:49:39

"И перепись, проводившаяся каждые 14 лет в Римской империи, могла проходить в этот период." - Интересно, какие существуют исторические свидетельства современных авторитетных ученых-библеистов, что перепись в Римской империи действительно проводилась каждые 14 лет, и кроме того, что если и была такая перепись в 4 г. до н.э, то она проходила также и в Иудее?


Мотакужи - 01.09.2014 23:26:43

aristoxen, вероятно вы не обратили внимание на сноски.


twl - 17.03.2016 15:56:11

aristoxen, В Римской Империи переписи проводились на регулярной основе и назывались цензами. При Августе как раз наблюдается тенденция распространения практики проведения цензов в дальних провинциях империи.


Kocha - 23.03.2016 07:05:46

twl,да весь мир сегодня по сути копирует римские законы и порядки


Не в бровь а в глаз - 13.12.2019 21:39:27

Лука говорит, что Мария с Иосифом до рождения Иисуса жили в Назарете,пришли на перепись в Вифлеем,родился младенец, ждали 40 дней очищения и обрезания в 8-й,сходили в Иерусалимский храм и вернулись в Назарет.
Матфей пишет, что они жили в Вифлееме,когда родился младенец к ним в дом пришли маги с востока, и в эту же ночь пришлось бежать в Египет.По возвращении хотел вернуться в Иудею, но получил откровение поселиться в Назарете.
Есть и другие евангелия:
Арабское евангелие детства Спасителя
Протоевангелие от Иакова
Евангелие от псевдо-Матфея
там разные варианты взаимоисключающих событий.
об Ироде Великом есть много исторических документов, но ни в одном не упоманиется об убиении младенцев.
так же , как есть разные варинты количества убитых младенцев - от 64000 до 164000, и это в Вифлееме, небольшом селении 20-30 дворов.
А маги пришли сразу же по рождении, или через 2 года?
А в Египте, если были, то сколько времени?
А кто-нибудь может назвать точный год рождения Христа?День известен, месяц известен, а год?
А год смерти Ирода Великого,к-й умер до рождения Христа?
А год распятия Христа? А день недели? 31г.? 34.?Это должно быть первое полнолуние после дня весеннего равноденствия.
Ни один из вариантов не выпадает ни на четверг, ни на пятницу, как об этом говорят евангелия.
Поэтому не надо оправдывать то, что истиной не является и подгонять под заданный результат.


Имя:

Код подтверждения: введите цифрами сумму чисел: 8 + 1

Текст:

Жанры

Активные авторы

Все авторы: