КВИРИНИЙ ЗАПУТАЛ

«В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею» (Лук.2:1,2)

Не искажает ли Лука исторические сведения о переписи?
Лука подкинул читателям нашего времени небольшую задачку. В самом начале своего повествования о рождении Христа он привел исторические сведения, которые исследователям последних веков могли показаться не стыкующимися друг с другом и с другими историческими источниками.

Дело в том, что Лука упомянул перепись, объявленную римским императором Августом (об этом написано в Лук. 2:1) и сказал, что она происходила в то самое время, когда некий Квириний правил Сирией. Проблема заключается в том, что исторические документы относят перепись Квириния к 6 или 7 году по Р.Х(1). Именно в то время Квириний правил Сирией и в то же самое время происходила перепись, которую проводили по приказу кесаря Августа. Можно, конечно, предположить, что Иисус родился на 10-12 лет позже той даты, от которой ведется летоисчисление нашей эры, но тогда возникает еще один вопрос: «А как же быть с Иродом Великим?», ведь в соответствии с Евангелием от Матфея, он во время той переписи был еще жив, ведь известно, что он умер в 4 веке до Р.Х.(2). Получается, что либо Лука вводит нас в заблуждение, и Квириний не правил во времена той переписи, либо другие, небиблейские источники недостоверны, либо Матфей написал неправду про Ирода, либо здесь что-то еще.

Конечно, любой неверующий историк автоматически обвинит в искажении фактов именно евангелистов. Да и для неутвержденных христиан подобные неувязки являются лишним поводом к сомнениям в авторитетности Библии. В любом случае, проблему эту полезно разрешить, т.к. любая проблема – это как бельмо на глазу. Как свидетельствует об этом Генри Геллей, «эта историческая неувязка долгое время беспокоила теологов»(3).

Подобные беспокойства понятны. Даже такой уважаемый комментатор, как Уильям Баркли мог засомневаться в профессионализме евангелиста Луки, как историка. У Баркли в его комментариях даже есть такая фраза: «Возможно Лука допустил небольшую ошибку…»(4). Впрочем, Баркли обвиняет Луку, видимо не столько в исторической ошибке вообще, сколько в том, что Лука назвал Квириния правителем. Именно поэтому, он отозвался об этом, как о «небольшой ошибке», а не просто ошибке. Ведь, Баркли жил уже в то время, когда головоломка с нестыковками, можно сказать, благополучно разрешилась.

А решение оказалось простым, оно пришло с одним любопытным археологическим открытием. В 1764 году в Тиволе возле Рима был обнаружен фрагмент камня, который содержит надпись в честь римского чиновника, который, как в ней утверждается, дважды был правителем Сирии и Финикии во время царствования Августа(5). И хотя на фрагменте нет имени должностного лица, среди его достижений перечислены детали, которые не могут соответствовать никому иному, как Квиринию. Таким образом, Квириний был правителем дважды. Возможно, второй раз – когда занимал должность конкретно правителя, а первый раз – исполняя обязанности правителя, при этом официально занимая несколько иную должность. Например, он, как полагают некоторые исследователи, был не гражданским чиновником, а командующим римскими войсками(6). Т.е. все равно правил, возглавляя силовые структуры. Это многое объясняет и все стыкует. Ведь во времена первого правления Квириния, которое пришлось, очевидно, на 4 – 1 гг. до Р.Х.(7) был еще жив Ирод. И перепись, проводившаяся каждые 14 лет в Римской империи, могла проходить в этот период.

Подводя итог всему выше сказанному, можно сказать, что у нас нет повода для сомнений в достоверности Евангелия от Луки. Хорошо об этом сказал Уильям Рамсей: «Слова Луки можно подвергать испытанию больше, чем слова любого другого историка. Они выдерживают самую строгую проверку и самую серьезную критику, если, конечно, критик знает свой предмет и не выходит за границы справедливости и научной объективности»(8). Нам остается только присоединиться к этим важным и нужным словам.

__________________________________________________

Октябрь 2007
__________________________________________________

Ссылки
1. Генри Гелей. Библейский справочник. Христианское общество «Библия для всех». Санкт-Петербург: 1996. стр. 490
2. Фритц Ренекер. Герхард Майер. Библейская Энциклопедия Брокгауза. Cristliche Verlagsbuchhandlung Paderborn. Русское издание: 1999. стр. 448
3. Генри Гелей. Библейский справочник. Христианское общество «Библия для всех». Санкт-Петербург: 1996. стр. 490
4. Уильям Баркли. Толкование Евангелия от Луки. Всемирный союз баптистов: 1984. стр. 24
5. Джон Мак-Артур. Учебная Библия с комментариями. Славянское Евангельское Общество: 2004. стр. 1500.
6. Фритц Ренекер. Герхард Майер. Библейская Энциклопедия Брокгауза. Cristliche Verlagsbuchhandlung Paderborn. Русское издание: 1999. стр. 448
7. Эрик Нюстрем. Библейский словарь. Мировая Христианская Миссия. Торонто: 1989. стр. 198
8. Мерил Тени. Обзор Нового Заветаю. Духовное возрождение. Москва: 1998. стр. 220-221

Олег Шорсткин

Комментарии

Станислав - 29.10.2008 13:29:43

Вот вам иллюстрация: одним - Квириний, другим - контактор. Как перед потопом - женятся, продают, покупают - и нет им дело до евангелия!
Кто-то безумен: или те, кто продавцам про Квириния, или те, кто евангелистам про контакторы!


Кувалда Николай - 15.02.2010 22:04:26

Иосиф Флафий говорит только об одной переписи, проведенной при Квириние - в 6 году н. э. Она же - ПЕРВАЯ, проведенная Римом во Иудее. Вот на этом слове Луки, что перепись эта была - ПЕРВАЯ, и лукавят всякие теологи да переводчики, используя незнание обывателями древнегреческого языка. Буквальный же текст гласит :

"Эта перепись первая случилась (когда) Сирией правил Квириний."


Autor - 22.11.2010 18:29:23

Благодарю, Николай, за ремарку.


aristoxen - 26.08.2014 15:49:39

"И перепись, проводившаяся каждые 14 лет в Римской империи, могла проходить в этот период." - Интересно, какие существуют исторические свидетельства современных авторитетных ученых-библеистов, что перепись в Римской империи действительно проводилась каждые 14 лет, и кроме того, что если и была такая перепись в 4 г. до н.э, то она проходила также и в Иудее?


Мотакужи - 01.09.2014 23:26:43

aristoxen, вероятно вы не обратили внимание на сноски.


twl - 17.03.2016 15:56:11

aristoxen, В Римской Империи переписи проводились на регулярной основе и назывались цензами. При Августе как раз наблюдается тенденция распространения практики проведения цензов в дальних провинциях империи.


Kocha - 23.03.2016 07:05:46

twl,да весь мир сегодня по сути копирует римские законы и порядки


Олег - 18.11.2018 02:16:08

Перезвоните пожалуйста по телефону 8(968)004-32-55 Олег


Имя:

Код подтверждения: введите цифрами сумму чисел: 4 + 9

Текст:

Жанры

Активные авторы

Все авторы: