Детская болезнь "левизны" в христианстве

Иисус Христос говорил об узкой дороге. Продолжая Его мысль, можно заметить, что обочин у этой дороги две, и они очень широкие. Движение людей в поисках истины часто напоминает путь пьяного: из одной обочины в другую. Поэтому можно сделать вывод: чтобы найти правильный путь, надо увидеть две крайности – обычно между ними и находится сбалансированное решение или учение. Другими словами, для правильной ориентации нужно найти 3 объекта: ДВЕ вехи (правую и левую крайность), + ОДНУ истину, лежащую посередине.
Поверхностный взгляд на область веры в Бога может увидеть ДВА, а не три объекта: веру и неверие. На самом деле, если отбросить мелкие градации, можно увидеть, что есть еще и СУПЕРДУХОВНОСТЬ, которую проповедуют евангелисты процветания. «Назови и потребуй», «имейте веру Божью», «всё лучшее принадлежит нам», и т.д. – вот рекламные слоганы этой «суперверы».
Неправильное отношение к земному богатству рассматривалось в статье «Евангелистам процветания». Давайте рассмотрим некоторые другие крайности этого учения.

«Настоящий верующий не болеет!»
Найти опровержения в Слове нетрудно. Исаак и Иаков болели глазами; страдал логоневрозом Моисей; от болезни умер Елисей; болел праведный Иов; смертельно болел благочестивый Езекия; имел «жало в плоти» и апостол Павел. Болели и многие другие мужи Божьи. Сам Иисус был «муж, изведавший болезни». В конце концов, как же мы умрем, если не будем болеть? Слово говорит, что «болезни уже не будет» только тогда, когда пройдут и все остальные земные печали (включая бедность!) – когда мы будем с Богом, в небесном Иерусалиме.
Похоже, Бог имел мало веры, или здорово ошибся, вырастив посреди небесного Иерусалима дерево, листьями которого будут исцеляться народы. Евангелисты процветания нашли лучший путь! «Бог не хочет, чтобы ты болел» - в общем, правильная мысль, при изречении ставшая ложью. Бог не планировал болезни – они пришли вместе с грехом и смертью. Но Бог хочет, чтобы ты болел, если эта болезнь вразумит тебя и уведет с пути смерти. Ни один родитель не хочет, чтобы их дитя болело; но родители в Америке, узнав, что у соседей заболел ребенок (корью или коклюшем – не помню), несут к ним своего ребенка, чтобы он, переболев этой болезнью 2-3 дня в легкой форме, приобрел иммунитет и не болел позднее, когда эта же болезнь для него уже смертельно опасна. Очень хороший пример, приведенный братом на сайте газеты «Для тебя», для понимания того, почему Бог допускает к нам болезни. Эти разумные родители, в отличие от евангелистов процветания, хорошо понимают, в каком мире они живут!
Евангелисты процветания (далее – ЕП) ссылаясь на то, что Иисус исцелял, доказывают, что «есть Божья воля на твое исцеление». Делать такой вывод так же глупо, как и пытаться доказывать, что Бог добр и поэтому никто не попадет в ад. Логика совершенно детская, потому что если ничего не происходит без воли Бога, то первой все-таки была Божья воля, чтобы ты заболел. Бог, по ЕП, непоследователен: сначала хочет, чтобы вы заболели, потом – чтобы исцелились. Иисус так прямо и говорит нам об этом: никто не согрешил, эта болезнь была к славе Божьей! «Добрый» Бог 30 лет мучил человека, чтобы потом, исцелив его, прославиться – такой вывод неизбежен, если следовать логике ЕП, ставящей болезнь на первое место среди неприятностей, искоренить которые является «главной задачей» Бога. «Бог существует, чтобы нам было хорошо» – вот основная мысль ЕП. Из этого заблуждения проистекают и все остальные.
Но как же исцеления, как же 90 псалом, и т.д., и т.п.? Всему этому есть 40 более зрелых, чем у ЕП, объяснений. И «детскость» ЕП – не та детская доверчивость, к которой звал нас Иисус, а незрелая мечтательность. Если не сказать хуже – страсть к обогащению и славе.
Вот как говорит о гранях этой проблемы брат Alex с сайта газеты «Для тебя»:
«Данная концепция (ЕП) прививает многим христианам чувство неполноценности, ибо, если с процветанием у них дела обстоят не совсем так, как им хотелось бы, следовательно, что-то не в порядке с их верой (хотя подчас в них говорит не адекватное восприятие текущего положения, которое вполне стабильно, а сугубо зависть, возникающая при сопоставлении себя с другими). Да и другие приверженцы данной доктрины смотрят на них как на маловерных изгоев, или как на тех, кого обуревает тайное нечестие, мешающее проявиться благословениям и попутно компрометирующее теорию обетованного им всеобщего благоденствия. Все это подливают масло в огонь, ввергая «неполноценных» либо в отчаяние, либо в омут крайностей, уводящих в беспросветную суету».
А вот и подтверждение этому из жизни.
Свидетели говорят, что в церкви Сандея Аделаджи, которой более 8 лет, почти нет членов старше 1-1,5 лет. Потому что пастор говорит: тем, кто за этот срок не исцелился, в его церкви не место. Таким образом, видимой вера становится не делами, а здоровьем и процветанием. Или здоровье и процветание становятся главными делами веры.

«Не принимай лекарства!»
«Если ты такой маловерный, что болеешь – тогда не принимай лекарства: это недоверие Богу» – так учат ЕП. Вначале давайте разберемся с причинами болезней.
Нам надо понять главное: 1. Грех пришел в мир, и с грехом болезни и смерть. Это значит, что болезни не являются для нас чем-то неестественным: мы живем в этом мире. Даже если вы безгрешны, правильно питаетесь, пьете чистую воду и дышите чистым воздухом – ОТСУТСТВИЕ БОЛЕЗНЕЙ НЕ ГАРАНТИРОВАНО. 2. Не надо считать главным для себя процветание - быть здоровым, богатым, не иметь неприятностей – надо быть готовым и к болезням, и к бедности, и к неприятностям, как и к переходу в мир иной. Именно эта готовность, а не процветание – признак верующего человека.
Причин болезней несколько: последствия греха и неправильной жизни, наказание от Бога, исправление, болезнь к Божьей славе, влияние экологии и эпидемий – может быть, кто-то еще вспомнит? Правильно определив причину, можно определить и лечение: оставить грех, иначе никакой ЕП не поможет; начать питаться правильно, делать физзарядку, закаляться; носить шапку и шарф; покаяться и обратиться; прославлять Бога своей болезнью, т.е., не хныкать, не жаловаться, а быть примером терпения, упования и веры для других. И, наконец, иногда принимать лекарства – ведь и врач, и лекарства – от Бога (не всякий врач, и не всякое лекарство. Почему-то многие растения, созданные Богом, имеют целительные свойства. Это не зря! Химические средства – не равноценная замена. Многие «известные» лекарства – продукт рекламной раскрутки, а не заботы о человеке).
Бог благоволит к простым, и получать Его блага несложно. Сюрпризом может оказаться то, что Он считает благом совсем не то, что считаете вы. Первым благом Он считает духовное здоровье. Быть верующим, а не эгоистом – приводит к тому, что вы оставляете грехи, начинаете жить правильно, следить за храмом для Духа – телом. Многие болезни уходят уже на этой стадии. Если все же заболели – помните, Кто ваш Целитель: обратитесь к Богу. Живите по мере веры: при возрастании в вере к лекарству и врачу будете обращаться все реже. Это правильный путь. ЕП заходят сзади: помолись один раз, брось лекарства и врача, не обращай внимания на симптомы. Это садомазохизм: мучая себя, вы пытаетесь заставить Бога, перешагнув через Его порядок, законы и определение, избавить вас от неприятности во что бы то ни стало. Сатана знает, сколько жертв замучено во имя евангелия процветания (а говорят, что инквизиция – в прошлом!). Муж с женой, служители, договорились «стоять в вере» относительно исцеления их ребенка от диабета. Они перестали давать ему лекарства, и несколько дней терпели его агонию. Когда он умер в мучениях, их осудили за убийство. Но гораздо хуже был крах их веры. Когда они ожили и вернулись к Богу, Он дал им понять, что они руководствовались не любовью, как им следовало, а своими представлениями о вере. Есть случаи, когда ЕП тайно лечились в больницах. Печальных случаев, к сожалению, множество. Люди говорили о крушении их веры после того, как они искренне исповедовали ЕП. Есть и случаи попадания в психиатрическую лечебницу, когда люди «не дотягивали» до того уровня, к которому их толкали ЕП.
Но ведь есть и хорошие примеры: некоторые исцелялись, поправляли финансовое положение! Для этого есть несколько причин, плохих и хороших: 1. Всё проходит, даже плохое. Просто конец болезни или неприятностей совпал по времени с заклинаниями ЕП. 2. Хорошая причина: Бог милостив, и дает по искренней вере людей, даже при неправильном исповедании. 3. Плохая причина: что человек ценит, то и получит. Но так же учат и экстрасенсы, и те, кто превратили торговлю своим товаром в религиозный ритуал. Представляй в разуме себя здоровым и богатым, верь, исповедуй – и ты это получишь! Источник уже не важен: то ли самовнушение, то ли чисто физические механизмы, то ли присутствие врага человеческого, вера бесовская.
Чем же плохо ЕП, если «иногда срабатывает»? Тем, что это крайность, не Божье, неправильное – обязательно приведет к срыву, краху веры, а то и к чему–то худшему. ЕП подменяют субъект вашей веры, направляют ее вектор из духовных сфер в физическую – то, чего добивался сатана, искушая первых людей и Иисуса Христа.
Наша главная задача – не тактическая, а стратегическая: не получать «своевременно» то, что нам нужно, а пробежать с честью до финиша дистанцию длиною в жизнь. Бог хочет снабдить нас тем, что поможет добежать, преодолевая препятствия. ЕП хотят максимально комфортной дистанции, и требуют от Бога препятствия убрать. Это «не по адресу», и противоречит правилам.

«Положительное исповедание»
Как и во всех вышеприведенных случаях, здесь тоже взята хорошая вещь – скажем, вера – и доведена до крайности.
Нельзя иметь негативное исповедание – например, говорить: точно, опоздаю; или: наверняка заболею. Духовный закон таков: чего вы боитесь, то с вами и случится! Что вы исповедуете – то с вами, скорее всего, и случится!
Но ЕП довели и это до абсурда. Они требуют, чтобы человек жил вопреки здравому смыслу: имея болезнь, говорил: я не болею. Я знаю людей, которые приняли это. Будучи ленивыми, они предпочли лежа на кровати исповедовать: а я трудолюбив, а я трудолюбив! Хорошо говорит об этом анекдот: харизмат* попал в ад, и исповедует: а я в раю, а я в раю!
Как тут не сойдешь с ума: человек ЗНАЕТ, что болен, но рассчитывает с помощью «правильного» исповедания - заклинания «я не болен» - действительно выздороветь! Это лукавство или обман, граничащие с шизофренией: ведь когда «не срабатывает», надо усиливать раздвоение, двигаясь в другую сторону от разума. Это равносильно старанию не вспоминать о трех апельсинах. Такое заблуждение стоит на неправильном понимании веры, как чего-то абсолютно противоположного разуму. Разве ум Христов противостоит вере?
Чему учит нас в данном случае Слово? Лучше всего эта ситуация представлена в книге Есфири: «Когда Мардохей узнал все, что делалось, разодрал одежды свои и возложил на себя вретище и пепел, и вышел на средину города и взывал с воплем великим и горьким. Равно и во всякой области и месте, куда [только] доходило повеление царя и указ его, было большое сетование у Иудеев, и пост, и плач, и вопль; вретище и пепел служили постелью для многих». (Вот оно, по мнению ЕП, негативное исповедание! Надо петь, и радоваться, и кричать: а нам хорошо!).
И сказал Мардохей в ответ Есфири: не думай, что ты [одна] спасешься в доме царском из всех Иудеев. Если ты промолчишь в это время, то свобода и избавление придет для Иудеев из другого места, а ты и дом отца твоего погибнете. И кто знает, не для такого ли времени ты и достигла достоинства царского?» Есф. 4:1-17
Здесь прекрасно раскрывается нормальный порядок действий в случае любого несчастья: болезни, угрозы смерти, и т.п. СНАЧАЛА НАДО ПРИЗНАТЬ ФАКТ, как сделал это Мардохей: пришла великая беда, нам грозит смерть! И это вовсе не негативное исповедание, не отсутствие веры в Бога, как учат ЕП! Это правильный диагноз, без которого нет ни правильно назначенного лечения, ни правильного плана избавления! В действиях Мардохея можно увидеть несколько звеньев: анализ события; затем реакция на него – обращение к Богу и людям о событии и своем отношении к нему (пост, пепел, вретище, сетования – все эти действия обращены к Богу). «Не думай, что ты одна спасешься» - эти слова говорят о правильной (хотя и абсолютно негативной) реакции Мардохея, его понимании ситуации: гибель грозит всему народу. Но это не есть негативное исповедание! Это разумный диагноз, который ЕП отвергают. Далее следует вывод: надо что-то предпринимать! И действие: догадался (получил откровение), составил план, и пошел к Есфири. «Избавление придет для Иудеев из другого места» - а вот его вера в Бога! Активная, а не пассивная: Есфирь, срочно сделай то-то и то-то, хотя и с риском для жизни! (ЕП: Знаешь ведь, что избавление придет – и успокойся. Зачем же человеческие усилия – это неверие в Бога!). Смотрите, беда не ослепила Мардохея, не превратила в обезумевшего от страха! Всё действует так, как предусмотрено Богом: впрыск адреналина, поиск разумного решения, обращение к Богу, выбор действия и точное его осуществление, подкрепленное всеми возможными средствами. Какая школа для нас!
Теперь посмотрим на возможные действия ЕП. Вначале – «правильное исповедание»: никакой опасности нет, танцы с песнями «А нам все равно!». Далее – никаких человеческих усилий – это неверие в Бога! Не молимся: уже молились! Лежим и ждем, и исповедуем: Бог нам уже помог, Бог нам уже помог! Результат понятен: а я в раю, а я в раю. Некому и незачем один раз в год напиваться до невменяемого состояния**.

А как же правильно?
Как говорил Иисус, нужны два или три свидетеля. Для меня это Слово, Дух и здравый смысл. Именно в таком порядке. А начинается всё, как и любое дело, с молитвы. Ответы есть в СЛОВЕ. ДУХ открывает: вот оно, так и надо действовать! ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ подтверждает: СЛОВО и ДУХ едины в этом мнении; ситуация именно та, время и место соответствуют.
Почему именно эти три? Есть много людей и церквей, стоящих, как они думают, на Слове. Там часто царит буквализм, во главу угла поставлены правила и понятия, дисциплина и порядок. Дух приглашается только для чувственных переживаний. Другая крайность – церкви и люди, «плавающие» в Духе. То, что «буква мертвит», привело их к другой крайности: они недисциплинированны, делают все «по откровению», в церкви неустройство, дары перемешаны с человеческим. Церкви, стоящие на Слове, открытом Духом – гораздо крепче, но могут иметь пассивность и ограничения в том, что не имеют «разумного служения», потому что в слове сказано: не полагайся на разум. Но там же сказано и «рассуждай», и «размышляй», и о «разумном служении». Действительно, ставить разум впереди или полагаться только на него – неразумно. Коллективный разум, обновленный Христом, позволит решить многие проблемы, когда верующие смогут с удовольствием сказать: «Угодно Духу Святому и нам». В Слове все ситуации не описаны. Дух зачастую подробные инструкции не дает. Включается разум Христов, действующий любовью; то, что познано из Божьего характера через Слово и Иисуса, транспонируется на ситуацию, и находится решение. А Дух радостью подтверждает: правильно!
И эти трое свидетельствуют о том, что надо иметь веру – но не быть «супердуховными», не впадать в крайности ЕП. Молиться за исцеление надо, иметь веру для этого – тоже, но никогда не ставить собственное благополучие во главу угла, не делать это главным! Ищите прежде Царства Небесного – избавляйтесь от грехов, от лени, обжорства, будьте трудолюбивы, искренне любите – и вы увидите, как остальное все приложится! Иисус открыл, что этот список можно даже сократить: просто ЛЮБИТЕ – любовь вас научит всему, и вы будете счастливы, и получите все, что предназначил для вас Отец!
Понятно, что так хочется и небесного, и земного: быть одаренным христианином, да еще и здоровым, богатым, удачливым! Но придется все-таки выбрать что-то одно. Выберете первое – будете иметь и второе; выберете второе – лишитесь всего. Выбирайте!

* У меня много друзей – харизматов. Мы иногда подшучиваем друг над другом. Здесь имеются в виду некоторые крайности учений, называющих себя «харизматическими».
** Пурим – праздник в честь избавления евреев от козней Амана, когда каждый правоверный иудей просто обязан напиться «до изумления».

Станислав Вершинин

Комментарии

ИМХО - 07.02.2007 01:14:42

Так их, Станислав!


Ёкрь - 07.02.2007 19:59:00

Почему болезнь называна "детской". Может взрослая она?


Станислав - 07.02.2007 20:44:30

Потому что она основана на примитивном понимании, и обращена к наивности. Взрослый сразу догадается, что здесь что-то не так: хорошего много не бывает. Закон бутерброда, законы Мерфи и т.д., в принципе, объясняют, кто князь этого мира. Совсем другое дело - только в совсем другом мире.


Кегль - 07.02.2007 23:28:09

Думаю крайности победить невозможно, но бороться с ними все равно нужно. Так что пишите, об этом надо говорить.


Анита - 08.02.2007 09:16:13

Сей автор, написал очередну дельную статью: взвешенную и точную. Скажем же ему за это "спасибо".)))


Думало - 08.02.2007 15:22:53

Не, ну так не интересно, когда во всем соглашаются и благодарят. Нужны и брызганье слюной и страстные дебаты до посинения, иначе "заржавеем".
Кстати, для того, наверное, и допускает Бог в нашей жизни левых и прочих, что б мы не "заржавели".


Анита - 09.02.2007 08:13:38

Думало
По моему скромному мнению, болезнь может и интереснее, но я выбираю здоровеь)))Просто достали эти неадекватные и неистинные учения, выхолощенные и ведущие людей к погибели. Так что еще раз согласна с автором.


Анита - 09.02.2007 12:43:23

Не удержусь еще от одного коммента в тему.Семь лет назад мой юный, но очень харизматичный пастор велел мне купить пригласительные билеты на новоселье (мы с дочей не имели жилья) написать в них дату, время и раздать всем прихожанам нашей церкви. Будучи послушной овцой я так и поступила. В означеный час никакого чуда не случилось...Какое-то время тема квартира была для меня крайне болезненна. И к естественному решению этого вопроса (судебному разбирательству)я приступила лишь сейчас. Семь лет скитаний - такова цена глупости и ложного учения.


Кегль - 09.02.2007 12:56:18

Аните
Вспоминаю из какой-то книжки, автор задает вопрос: "А можно ль в самом деле так поверить, чтоб гора сдвинулась?" И отвечает: "Можно. Но... только если Богу угодно будет". Вот это правильный подход.


Имя:

Код подтверждения: введите цифрами сумму чисел: 3 + 1

Текст:

Жанры

Активные авторы

Все авторы: