В окружении лжеучений

"14 Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих. 15 Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины. 16 А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, 17 и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, 18 которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру. 19 Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: "познал Господь Своих"; и: "да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа". 20 А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении. 21 Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело. 22 Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца. 23 От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; 24 рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, 25 с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, 26 чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю."
(2Тим.2:14-26)

Среди трудностей, неизменно сопровождающих верующих в их христианской жизни, есть и лжеучения. Эти лжеучения распространены повсюду. Мы встречаем людей заблуждающихся в той или иной мере, когда свидетельствуем о Христе, когда видим, как они оказывают свое влияние на верующих, прививая свои пагубные идеи; мы замечаем, что они уводят от истины и разрушают веру, и должны признать, что заблуждения – действительно серьезная проблема. Это мешеет нам спокойно жить и служить Богу. Как правильно вести себя в таких обстоятельствах?
Ответ есть в тексте 2Тим.2:14-26. Здесь есть несколько простых и полезных правил.

Во-первых, нам нужно избегать бесполезных рассуждений относительно религиозных вопросов. К таким рассуждениям относятся второстепенные не важные вопросы такие как, например: как происходит механизм исцеления, каков характер процессов происходящих внутри исцеляемого тела; или о том имеет ли Берия из 1Пар.7:23 отношение к Берии времен репрессий в Советском Союзе. К бесполезным рассуждениям можно отнести споры о словах, когда словам этим оказывают внимание большее, чем их значению. У некоторых христиан к этому существует влечение, иногда даже настоящая страсть. Им нравится новизна идей, что-нибудь захватывающее, тайное, мистическое. Этим они склонны заниматься более чем размышлением над действительно важными вопросами, которые поднимает Священное Писание.

И вот, чтобы не было подобной болезни в церкви Апостол Павел, некогда, написал Тимофею: «Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения» - 14ст. Словопрения, о которых здесь говориться как раз и означают бессмысленные споры о вещах второстепенных и неважных. Павел объяснял, что словопрения эти не только не приносят пользу, но и наносят вред верующим, и вред серьезный: они служат «к расстройству слушающих». Насколько это опасно, можно понять, определив более точное значение слова «расстройство». Слово «расстройство», которое на греческом языке звучит как катастрофэ, имеет такие значения как крушение, уничтожение, гибель, истребление. Это означает, что словопрения ведут не к потере настроения, а к пагубному влиянию на нашу веру, что может привести к ее крушению, уничтожению, гибели и истреблению.

Такие словопрения, если ими увлечься создают благоприятную почву для влияния заблуждений на чистоту христианского учения. Они прививают привычку искать новое, а этот интерес к новому и приближает ко взглядам еретиков, потому что именно у еретиков можно найти ответы на вопросы не освященные Библией.

Апостол Павел писал Коринфянам: «Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано». Мудрствование сверх того, что написано в Священном Писании было распространено в Коринфе, и Павел очень хотел, чтобы верующие научились не увлекаться этими мудрствованиями, потому что знал, насколько они вредны. Полезно научиться этому и нам.

Второе указание, которое можно найти в тексте относительно того, как нам вести себя в окружении заблуждений заключается в том, что мы должны верно преподавать истину. Об этом написано во 2-м стихе. Тимофею сказано, чтобы он был служителем «верно преподающим слово истины». Тимофей был проповедником и учителем, и от него во многом зависело то, какие взгляды будут у христиан во вверенной ему церкви – будет ли это ложь или истина. Церковь, в которой он был служителем, окружало много заблуждений, распространение которых набирало все большую силу, о чем написано в 16-17-м стихах: «они еще более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак, будет распространяться». Названы даже имена конкретных людей, которые сами отступили от истины и в других разрушали веру в нее: Таковы Именей и Филит, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру – 17 ст.

Мы поступим не правильно, если последуем примеру лжеучителей, свидетельствуя о чем попало, не убедившись в том основано ли это на Библии. Если станем проповедовать истину, искажая ее, то это приведет к тому, что мы постепенно сравняемся с ними, потому что отступающие в чем-то малом сейчас, расположены к еще большему отступлению в дальнейшем.

Отступление от истины всегда характеризовало людей не возрожденных, не познавших Бога. Те же, кто действительно обращены, неизменно сторонятся неправильного учения. Об этом и в тексте, в 19-м стихе говорится: "познал Господь Своих"; и: "да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа». Всякий исповедующий имя Господа, призван отступить от неправды и проповедовать истину, основанную только на Его Слове. Написанное в Псалме 118:140, где сказано: «Слово Твое весьма чисто, и раб Твой возлюбил его» должно стать нашим девизом.

Если мы будем христианами, правильно преподающими истину, то люди, которые нас слушают, утвердятся в этой истине, и никакое ложное веяние уже не собьет их с толку. Так, мы вместе, сможем составить церковь, похожую на зеленеющий оазис в сухой пустыне, куда можно всегда придти и получить верные представления об истине.

Проповедуя только истину, мы сможем быть людьми, которых употребляет Бог. В 21-м стихе Писание такого человека сравнивает с хорошим сосудом: «… кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело…». Если мы чисты от проповеди заблуждений, то мы – пригодные для служения люди, и Бог употребит нас еще больше для Своей славы.

Это относится не только к проповедникам. Мы все несем Слово Божье когда свидетельствуем о Христе ближним, мы все проповедуем, когда в личной беседе увещаем друг друга, когда наставляем не опытного еще брата в христианской вере, когда обличаем или утешаем. И поэтому нам всем следует обратить самое серьезное внимание на то, чему именно мы учим, и позаботится о том, чтобы и нам самим для этого серьезно изучать Писание.

Третье указание относительно того, как нам вести себя в окружении заблуждений такое: нужно быть образцом достойного поведения. Такое поведение поставит нас в преимущественное положение перед лжеучителями. Окружающие быстро замечают людей, ведущих морально нравственный образ жизни, и таким людям доверяют больше. Апостол Павел, поэтому говорит Тимофею в 22-м стихе: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца». В соответствии с написанным Тимофей должен был избегать юношеских похотей, ему следовало держаться праведности, веры, любви, и он обязан поддерживать мир с другими христианами. Т.е. он должен был быть образцом поведения для этого мира, в котором очень распространены лжеучения.

Если и мы этому правилу будем следовать, то люди непременно это заметят. Иисус говорил: «Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Матф.5:14). Т.е. Даже если мы не будем специально выказывать нашу праведность, все окружающие увидят, что мы чем-то отличаемся от тех, кто впал в заблуждение. Кстати, Иисус сказал об этих заблудших следующее: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак, по плодам их узнаете их» - (Матф. 7:15-20).

Если мы будем являться образцом достойного поведения, то это еще и остановит критику со стороны наших противников. Им очень трудно будет критиковать наше учение, потому что о нем будут говорить наши дела. Петр об этом говорит в 1Петр.2:15 – «ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей». Поэтому нам обязательно нужно прислушаться к указанию относительно образцового поведения.

А теперь четвертое указание: нужно вести себя сдержанно с заблудшими.
Об этом необходимо помнить, когда у нас происходит встреча с еретиками. Общаясь при случае с ними, мы, естественно, желаем наставить их на истинный путь, но тут-то и встречаемся с непониманием. В такие минуты хочется повысить голос, показать как можно выразительнее свое отвращение и призрение к их заблуждениям (а то и к ним самим). Нам не хватает терпения, когда наши простые слова не могут достучаться до их разума. Поэтому нам и нужно прислушаться к увещанию о том, что с заблудшими необходимо вести себя сдержанно.

В тексте, который мы рассматриваем это указание, находится с 23 по26 стихи. Здесь Павел увещает Тимофея избегать того, что ведет к ссорам, наставляет его быть приветливым, незлобивым, а также объясняет, что заблудших следует наставлять с кротостью: «с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины».

Вряд ли кого-то можно привести к Богу, наставить на путь истинный или освободить от заблуждения раздражением и презрением. Такие вещи только отталкивают собеседника или же настраивают его на такое же раздражительное поведение и неприязнь по отношению к нам. Наши наставления в этом случае легко превращаются в битву, в которой противник не захочет проиграть из-за одного только самолюбия. Такая дискуссия может превратиться также в суматоху, в которой уже не стоит надеяться на установление истины. Наша любовь и уважение к собеседнику могут сделать больше чем тысячи слов, пусть даже и правильных. А Иисус учил нас любви.

Кроме того, не наши слова играют решающую роль в том, отвернется ли повстречавшийся нам лжеучитель от своих заблуждений. Главное, что поможет этому – действие Духа Божьего. Об этом и сказано в 25-м стихе: «не даст ли им Бог покаяния к познанию истины…». Нам указано во время наставления заблудших быть кроткими, остальное – дело за Богом.

Все что нас окружает, в том числе и трудности связанные с распространяющимися лжеучениями находится под контролем Бога. Он знает что, когда и как нужно делать. Мы должны выполнять свою роль и не брать на себя того, чего Господь нам не поручал. А чтобы свою роль исполнить правильно, для этого и существуют указания Священного Писания, в соответствии с которыми нам следует избегать бесполезных рассуждений, верно преподавать истину, быть образцом достойного поведения и вести себя сдержанно с заблудшими.

Олег Шорсткин

Комментарии

Стас - 11.02.2007 17:42:10

Просто нечего добавить. Вполне разумно и в духе евангелия.


Имя:

Код подтверждения: введите цифрами сумму чисел: 2 + 8

Текст:

Жанры

Активные авторы

Все авторы: