Классический тон христианского увещания

Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою.
(1Тим.5:1-2)

Мы совершенно точно знаем, что в церкви мы должны увещевать друг друга. Нас к этому призывает Писание. Одно из таких призывов: «Посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете» (1Фесс.5:11). Но не плохо бы научиться, как правильно увещевать. Нужно определиться и с тем, каким тоном делать это, с каким отношением приниматься за увещевание. Немаловажно это, судя по фрагменту из 1Тим.5:1-2.

В жизни мы встречаемся с разными вариантами увещевательных тонов. Это могут быть: тон «От начальника к подчиненному». Такой называют «выходом на ковер» (на ум приходит заяц с поджатыми ушками). Начальник увещевает строго, с позиции силы и власти. Его цель – заставить, потребовать, наказать. Он не терпит пререканий. Подчиненный для него – рабсила, он должен слушаться просто потому, что он подчиненный. А главное – между ними всегда сохраняется дистанция, рассчитывать на дружеские отношения здесь не следует. Начальник и подчиненный – как две разные «касты».

Есть подход «От продавца клиенту». Первый консультирует второго относительно товара. Здесь оба человека – чужие друг другу. Продавец часто лицемерит, улыбаясь клиенту и думая про себя: «Ты мне нужен только для того, чтобы сбыть товар». В ход идут нередко лесть, иногда наглая ложь.

Существует такой подход, как «От педагога к ученику». Тут, порой. подмешивается гордость. Педагог слишком много знает, чтобы отказать себе в удовольствии попрекнуть отрока. Ученик – этакий несмышленыш, который должен соглашаться, даже если не прав. Прекословие с его стороны немедленно пресекается.
Правда здесь, случается, оба человека ближе друг ко другу, чем в случае начальник-подчиненный. В таких отношениях может присутствовать много искренности и настоящей любви, но надменности дело минует редко.

Есть и множество других примеров. Все эти варианты существуют издревле, и когда появляется какая-то новая организация или общество, где требуется увещание, они вряд ли придумают что-то новое. Просто перенимают у существующего.

А теперь вернемся к нашему вопросу. Что должна была перенять церковь, когда появилась на свет она? Увещание по типу начальник-подчиненный? Как продавец-покупатель? Как педагог-ученик? На что это должно быть похоже? Это и есть главная тема фрагмента из 1 послания Тимофею 5:1-2.

Можно строить догадки, к чему было искушение у первохристиан относительно этих увещеваний. Судить можно, например, по настрою, который до пятидесятницы бытовал у Апостолов. Иаков и Иоанн «сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей» (Мар.10:37). Они подумывали перенять иерархический строй для отношений внутри церкви. Иисус ответил им тогда: «Почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так…» (Марк10:42-43).

Возможно и у верующих в Ефесе, где нес служение Тимофей, была склонность к копированию иерархических методов увещания. Вполне возможно, что и Тимофей по неопытности своей был склонен к этому, хотя о нем чаще говорят как о скромном, робком юноше. Однако факт остается фактом: Павел нашел нужным объяснить, как правильно увещевать в церкви. Так вот, увещание нужно перенять у семьи. Оно должно быть семейным: «Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою».

В церкви все должно быть как в семье. Члены семьи, как правило, разного возраста. Тут могут и деды и правнуки жить вместе. И, несмотря на то, что один из них опытней, другой – менее, и роль каждый может играть в семье свою, отношение в ней – родственные. Здесь люди друг ко другу не чужие, один член другому желает добра, и если увещает и учит чему-то, то скорее ради пользы, искренне.
Конечно, бывают и ненормальные семейки, в которых друг друга не особенно любят. Но это уже отклонение, своеобразная мутация. Таких, увы, немало – сила греха настолько сильна, что эгоизм становится возможным даже по отношению к своим близким родственникам. Но когда нам говорят о том, чтобы в церкви мы относились друг ко другу по семейному, имеется ввиду, чтобы мы брали пример с идеальной семьи. Если мы такие встречали редко или вообще никогда, то можно ее, по крайней мере, представить. Ее образец дает нам Священное Писание. В такой семье, которая соответствует Писанию, дети слушаются родителей (Притч 1:8), те в свою очередь наставляют с любовью, не раздражая отпрысков (Ефес. 6:4), муж – любящий глава семьи (1Пет 3:1-6), а старцы уважаемы (Лев.19:32).

В хорошей семье любят, уважают, желают друг другу добра, а увещевают из желания по-настоящему помочь. Не из соображений гордости, без лести, не с позиции какой-то дистанционной власти. В ней нет упреков, а есть доброе увещание. Вот на такое увещание нужно ориентироваться церкви.

Старец для остальных членов – не просто человек, он не подчиненный, не клиент, не чужой. Он – отец (или дедушка). Соответственный к нему и нужен подход. Молодые – эти тоже не чужие, они, хотя и ученики, но не чужие ученики, а родные. Должно быть к ним и семейноое отношение. Оно может быть и строгим и твердым, но не должно быть укоряющим.
Укор – это критиканство, придирка, это когда замечание делается грубо, без любви. Укор часто делается с целью показать себя, вместо того, чтобы принести пользу ближнему. Укор – это своего рода демонстрация своего превосходства. А такое попросту недопустимо в церкви. Писание говорит: «Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (Фил.2:3).

Павел, сказавший это, сам старался следовать этому. Когда Апостол Петр понуждался в обличении, он потрудился обойтись без обвинительных заявлений. Кротко задал Петру вопрос: «Если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски? (Гал.2:14). Павел не укоряет, не ставит себя выше, мол: «Я тут заметил, что ты, Петр, ничего не смыслишь в искренности, грешишь, лицемеришь. Совсем ты никудышный Апостол. Вот я – никогда так не делаю, я - лучше».

Хороший братский пример можно найти и в книге Бытие: «И сказал Иосиф братьям своим: подойдите ко мне. Они подошли. Он сказал: я - Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет; но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни» (Быт.45:4-5). Иосиф продан братьями в рабство – это явно не по-братски. Но вот через много лет, когда Иосиф становится вторым человеком в Египте, он к своим братьям относится по-братски. Вот он эталон для нас. Иосиф не только простил, и не только спасает их от голода, он принимает их как равных, обнимает, любит.

Когда Павел отправляет к хозяину сбежавшего от него, но уверовавшего теперь раба, пишет хозяину письмо, чтобы тот принял его: «не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне, а тем больше тебе, и по плоти и в Господе» (Флм.1:16).
С позиции власти, не по-семейному, часто увещевают, когда в церкви есть иерархия. Не по-братски, не по-семейному выглядит, если Священник принимает исповедь, сохраняя при этом дистанцию. Его приглашают на отпевание, а он, придя, видит в пригасивших каких-то чужих ему людей, хотя, может быть и прихожан его церкви, но, тем не менее, посторонних. Ведь они относятся к другой стороне, к людям, которые посещают церковь, а не являются ее частью.

Хорошо, что в нашем евангельском братстве стараются жить по-библейски. Один из семи принципов баптизма гласит: «Всеобщее священство верующих, отсутствие деления членов церкви на духовенство и мирян». Только не было бы это когда-нибудь забыто, как забывают порой многие принципы и истины. Для того и существует в Библии напоминание: у каждого из нас свое служение, одних Бог поставил «Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями» (Еф.4:11-12), но все это для служения, не для того, чтобы отделить одних членов церкви от других. Мы – семья. И увещевать должны друг друга по-семейному.

Олег Шорсткин

Комментарии

Имя:

Код подтверждения: введите цифрами сумму чисел: 2 + 7

Текст:

Жанры

Активные авторы

Все авторы: