ТУШИ ОГОНЬ. Читая Иакова-5

"В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть. Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены. Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий" (Иак.1:13-18)

Этот отрывок посвящен теме греха. Вопрос гласит так: что нужно христианину знать о грехе? Бог никогда не переставал предупреждать людей о грехе. Он много говорил о последствиях греха. Предупреждал, увещевал, настаивал, заклинал. Еще во времена первых людей Господь говорил Каину: «У дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт.4:7). С тех пор то же самое, хотя и другими словами, Бог повторял людям миллион раз.
Чем опасен грех?

Он рождает смерть. 15 ст.
Люди всегда были близки к совершению поступков, являющихся, по сути, грехами. Поэтому Бог постоянно предупреждал о грехе израильский народ. Поэтому Бог предупреждает сегодня христиан, говоря: «Да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его» (Рим.6:12). Все эти предупреждения серьезны. Грех – не безобидное нечто. Не шутка. Он всегда ведет к плачевным последствиям. Уже этих четырех слов из Иакова 1:15 достаточно, чтобы ужаснуться: «Сделанный грех рождает смерть».

Будем серьезны к греху! В Прит.14:9 написано: «Глупые смеются над грехом, а посреди праведных – благоволение». И правда, разве не глупость – смеяться над грехом, раз он рождает смерть? Умные над грехом смеяться на станут. Они знают, что это такое – грех.

В свое время грех Давида унес тысячи жизней из его царства (1Пар.21:14). Грех Анании и Сапфиры отобрал жизни их собственные (Деян.5:1-10). Грех Ахана также породил смерть многих людей, в том числе и его самого (Иис.Нав.22:20).

И это еще полбеды, когда грех уничтожает физическую жизнь, хуже всего, когда смерть порождает смерть духовную. А ведь если в чьей-то жизни грехи становятся нормой, если человек не исповедует их в покаянии, если человек не борется с грехами, это может привести к отступничеству, что и является духовной смертью.

Вряд ли кто-то из нас настолько свят, что вообще не спотыкается, но с грехами нельзя мириться. Бог не для того нас спас. Грех – опасен. Грех ведет к духовному обнищанию. Он губит, Он рождает смерть.

С чего начинается грех?

С искушения: «Похоть же, зачав, рождает грех» (15 ст.).
Можно согрешить и автоматически. Но чаще грехам предшествует искушение. Тяжкие грехи вообще редко совершаются неожиданно. Сначала искушения манят нас. И когда мы даем согласие, прельщаемся, поддаемся им, тогда согрешаем.

Тот самый Ахан, которого мы упоминали выше, согрешил не неожиданно для себя. Помните, как это было: Господь запретил брать что-либо из имущества в захваченном израильтянами городе, но Ахан не послушался, взял кое-что. Когда грех обнаружился, он рассказал в деталях, как у него это было: «Между добычею увидел я одну прекрасную Сеннаарскую одежду и двести сиклей серебра и слиток золота весом в пятьдесят сиклей; это мне полюбилось и я взял это; и вот, оно спрятано в земле среди шатра моего, и серебро под ним» (Иис.Нав.7:21).

Ахан согрешил не неожиданно, не случайно. Он увидел дорогие вещи и почувствовал искушение. Голос начал шептать: «Возьми! Пригодится! Только подумай, сколько это может стоить! Никто не увидит! Спрячь! Скрой!» И он скрыл. Не устоял.

Ахан – это пример показательный. Во что бы мы ни вляпались, - будь то идолопоклонатво, прелюбодеяние, воровство, отступничество, ложь, нарушение любых заповедей Божьих, - как правило, этому согрешению предшествует искушение.

Человек солгал, обманул. Но прежде, он чувствовал, как внутренний голос говорил ему: «Ври. Тебе это выгодно. Ни в коем случае не сознавайся, никто не узнает. Если солжешь, избавишь себя от многих хлопот, от стыда. А скажешь правду – что-то потеряешь.

Человек разгневался? Иногда это происходит машинально. Но порой бывает время подумать, выбрать. В такие секунды он чувствует, как внутри него что-то склоняет его избрать более легкий путь к тому, чтобы настоять на своей правоте, чтобы криком заставить собеседника принять его точку зрения. Некий внутренний голос подстрекает нас добиться своего здесь и сейчас.
Пока мы только чувствуем искушение – это еще не грех. Грех, когда мы поддадимся искушению. Чтобы не согрешать, нужно избегать, если возможно, сами искушения.

Виноват ли Бог в том, что мы грешим?

Нет. 13 ст.
Впадая в грех, человек часто ищет себе оправдания. Автоматически. Он даже готов обвинить кого-то другого в своих поступках. Адам сказал Богу: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт.3:12). Он валил на жену. И мы точь-в-точь повторяем его поступок. Виним систему, людей, обстоятельства. Но и это еще полбеды. Самое нелепое – это винить в наших согрешения Бога.

Видимо во времена Иакова были в христовой церкви люди, которые пытались оправдаться тем, что, якобы, это Бог виноват в том, что посылает им немыслимые искушения, склоняя их ко греху. Слово же Божье предупреждает: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает» (13 ст.).

Бог не может склонять нас ко греху. Бог свят. Его желание, чтобы мы были святы и чисты. В Писании так и говорится: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф.5:48). Может ли Он склонять нас ко греху, если искупил нас для святой жизни?

Не следует человеку уходить от ответственности, перекладывая свою вину на кого-то другого. Посмотри, Бог не может быть виновен в твоих действиях. Он желает только того, что ведет к добру. Он может призывать тебя к доброму делу, но никога к плохому.

Не обвиняй Бога в своем согрешении. Не говори «Бог меня искушает». Он может допустить, чтобы другой искушал тебя. Но сам искушать не может.

Кто же виноват?

Мы сами. 14 ст.
Наверное, каждый может припомнить, что даже когда он не желал поддаться искушениям, тем не менее чувствовал, что какая-то сила тянет его ко греху. Чтобы победить ее, нужно знать, где она находится. Исследуя Писание, обнаруживаем, что сила эта находится внутри нас: «Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (14 ст.).

В послании к Римлянам Апостол Павел писал об этом так: «Знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим.7:18,19). Он объяснил механизм того, как человек согрешает: он может хотеть жить праведно, но его грешная природа заставляет вести себя по-другому, искушая совершать плохие поступки. Это удел всех людей.

Но это не оправдывает нас. Это лишь объясняет, почему мы поддаемся. Разъясняет, кто именно виноват в наших поступках – мы сами. Это помогает нам узнать, с кем именно мы должны бороться, чтобы побеждать – с собственной нашей человеческой природой, испорченной грехом.

Чтобы одерживать верх над искушениями, следует знать, что наш ваг, виновник наших согрешений – собственная наша похоть. Ее вини в своих бедах, с ней борись, чтобы одерживать победу над грехом.

Поможет ли нам Бог устоять?

Да. «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше» (17 ст.) Вообще, этот стих продолжает мысль предыдущего стиха, что от Бога исходит только доброе и никогда плохое. Но упоминание об этом добром имеет еще и вторую сторону: Богом нам дается нечто доброе, значит это доброе работает на нас.

Для нашей победы над грехом Господь снабдил нас необходимым: «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостью» (2Пет.1:3). Божественная сила – Дух Святой, если мы только отдадим Ему в руки себя, исполнит нас силой свыше. Сделает это, если мы без надменности в смирении признаем, что сами сделать ничего не может.

Он исполняет нас силой, если мы постоянно находимся в близком общении со Христом. Если мы не оставляем драгоценных минут личного общения с Ним.

Мы исполняемся Духом Святым, если признаем свои грехи и после каждого согрешения приходим в глубоком раскаянии к Нему, не укрывая грехи сознаемся в них.

Мы исполняемся Духом Святым, если наполняем себя Словом Писания, которое Бог дал. Словами Писания Святой Дух пользуется для того, чтобы ободрить и поддерживать нас.
Общение с Христом, смирение, раскаяние в грехах, Слово Божье – все это должно присутствовать в нашей жизни.

Грех опасен, как огонь, пожирающий все, оставляющий после себя пепел. Но он не погубит верующего, если верующий, вместо того, чтобы винить в своих согрешениях кого-то, а тем более Бога, осудит себя, и как осужденный придет за милостью к Богу. Бог – наша сила. К Богу обратитесь. Он спасает!
_____
1998

Олег Шорсткин

Комментарии

Имя:

Код подтверждения: введите цифрами сумму чисел: 5 + 9

Текст:

Жанры

Активные авторы

Все авторы: