Закон или благодать?

Закон или благодать?

«Галаты, глупцы, кто вас сглазил?»
(Вариант перевода с греческого)

Вопрос об отношениях между законом и благодатью1 не решен до сих пор. Целые деноминации почитают субботу, не едят свинины, стараются исполнить закон и других научить тому же. Другие говорят: «Конец закона – Христос!», старательно берегут себя от исполнения закона и учат тому других. Третьи смотрят с интересом: кто же победит в этой дуэли – закон или благодать?
Так исполнять или не исполнять закон христианам? Дело тут, как и во многих других вещах, в неправильной постановке вопроса. Из-за этого появляются неправильно сформулированные ответы.
Давайте рассмотрим несколько случаев из Библии, которые помогут нам понять Божью истину. Моисей, передавший закон Израилю, сам же его и нарушил, взяв себе жену-эфиоплянку (Числа, 12:1), в чём и был обвинён Аароном и Мариамью. Бог Моисея защитил, а Мариам поразил проказою. Некоторые проповедники усматривают в этой истории лицеприятное отношение Бога к пасторам. Один из них проповедовал так: «Я не говорю, что Бог лицеприятен, но те, кто пытаются обличить в чём-то пастора, уже летят в пропасть, хотя и не знают об этом!». Они ссылаются на то, что Бог сказал о Моисее, что он совершенно особый пророк, человек, имеющий особенные отношения с Богом. Несовершенный в Боге разум подразумевает в этом некую форму «блата», а не степень освящённости и посвящения. Здесь допущено несколько ошибок. Во-первых, Моисей является прообразом не пастора церкви, а, скорее, Иисуса. Во-вторых, Аарон и Мариам превознеслись (2 стих), за что и были наказаны. В-третьих, с людей, имеющих особенные отношения с Богом, Бог «по – особенному» и спрашивает: вспомним историю с согрешившим Давидом, «человеком по сердцу Божьему». Давид совершил убийство 1 человека и кражу 1 жены. За это он лишился не менее 4 сыновей и не менее 10 жен, был в поношении, и меч никогда не отступал от дома его. Вспомним наказание самого Моисея, который не вошел в землю обетованную «всего лишь» за то, что народ огорчил его своим неверием и он «погрешил устами». Бог нелицеприятен!
Ответ кроется в 3 стихе: «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле». Может кроткий человек нарушить закон? Букву закона – да, дух закона – никогда! Кроткий человек исполнен Духа Божия, Духа Любви. Кротость – одно из свойств, проявляемых любовью (1 Кор.13:4). В чём же тут дело? В мотивах. Рассмотрим такой мотив: «Плевать мне на все установления и законы. Другие делают, а я что – хуже?» - вот случай подзаконный. В случае с Моисеем, мотивы явно были другими. Какими мотивами может руководствоваться кротчайший человек? Только не желанием нарушить закон в угоду своим страстям! Итак, в данном случае закон «бьёт мимо».
Вспомним о Елисее, Божьем человеке, который пожелал того, что у пророка Ильи, да ещё вдвое больше, формально нарушив заповедь «не пожелай». И получил, и не был обвинен в нарушении закона! (4 Цар. 2:9-15). Потому что пожелал не для себя, не из зависти, а для служения Богу и людям.
Вспомним о священниках, которые в субботу в храме нарушают субботу, однако же, невиновны!
Вспомним Ииуя, пролившего много крови из-за рвения об исполнении Божьего пророчества (4 Цар. 9:22-37, 10:16,17 и далее). Закон говорит «Не убий»!
И, наконец, вспомним Иисуса, который, как нарочно, на глазах у фарисеев неоднократно «нарушал» закон. Но Трое свидетельствуют о Нём, что Он пришел не нарушить закон, а исполнить – не букву, а дух закона.
Мы видим, как в этих и многих других случаях, в Ветхом Завете и Новом, закон формально нарушается, не будучи нарушен по духу. Закон «бьёт мимо»! Люди, действующие в Божьем Духе, в Духе любви, действуют в одной сфере, а закон – в другой. Эти два измерения нигде не пересекаются. Как говорит апостол Павел, «на таковых нет закона» (Гал. 5:23), потому что «любовь есть исполнение закона» (Рим. 13:10). Любящий Бога и ближнего принципиально не может нарушить закон. Но так же принципиально и то, что он не должен менять свои мотивы: от жизни по любви перейти к поступкам по закону.
Деточкин в фильме «Берегись автомобиля» угоняет машины у тех, кто добыл деньги на них бесчестным путём. Но корыстный мотив отсутствует: машины он продаёт, а деньги отдаёт в детские дома. Закон нарушен, но Деточкин не вор!
Итак, нет времён закона или благодати – они действуют одновременно, но в разных плоскостях. Вопрос в том, где находишься ты.
Закон и благодать не противоречат друг другу и не «воюют». Закон – это «корабль», а благодать – «пристань». У них один источник – добро и справедливость, но разные средства и цели. Можно сказать и так, что закон – это средство, а благодать – цель. Они не заменяют друг друга. Их связывает Источник, и то, что закон указывает на благодать, явленную Христом.
Цель Бога – не заставить человека исполнять закон, а привести его в настоящее человеческое состояние – Богоподобие. Но уровень духовного развития людей разный. В детстве каждого человека есть период, когда его иногда надо наказывать. Но по мере возрастания наказание и регламентация, как способы воспитания и общения, отпадают.
Иногда полезно представить себе что-то в виде упрощенной схемы. Тогда с внешней, человеческой точки зрения можно представить Бога в виде многослойной сферы, ядром (сутью) которой является Любовь. У Любви есть Справедливость (она «сорадуется истине»), у Справедливости есть Закон, у Закона есть «палка» – наказание. Начиная познавать Бога, человек сталкивается с самой внешней сферой – сферой Закона. Поэтому иногда начинающим верующим Бог кажется сердитым «надсмотрщиком» с палкой, который, выглядывая из-за угла, только и ждёт, когда человек споткнётся, чтобы его наказать. Такой начинающий находится относительно Бога в положении «раба» - действует из страха наказания. Но, двигаясь в Богопознании, человек открывает, что «закон добр» (1 Тим. 1:8, Рим. 7:16), потому что проистекает из справедливости. Такого человека можно уподобить «слуге» - он служит Богу «за вознаграждение» - рай после смерти (и, по учению «евангелистов процветания» - за все земные блага в придачу). Познав, что справедливость – не вся суть Бога, а только свойство любви, приняв эту любовь, человек поднимается на высшую ступень отношений с Богом – отношения сына с Отцом, отношения благодати (когда он способен принять и принимает эту благодать, становясь её проводником).
Из этой схемы можно понять, что возвращение из отношений благодати к закону является неестественным и опасным движением назад. Послушаем апостола Павла: «А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его, зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников, человекохищников, клеветников, скотоложников, лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению…» (1 Тим. 1:8-10). И ещё: «Поступайте по духу…На таковых нет закона» (Гал. 5:16, 23).
Распространённая ошибка заключается в том, что, если человек еще ходит по плоти («плотской христианин»), «духовные» христиане тут же ставят его под закон, забывая, что «блудник» - это не оступившийся праведник2, а человек, сознательно предпочитающий жизнь по плоти жизни с Богом. Закон не положен для праведника! «Несмысленных» галатов, допускающих в своей жизни совсем не христианские поступки, Павел не призывает вернуться к закону – наоборот, достаточно жёстко вразумляет, возвращая к благодати.
Другая крайность – вседозволенность, которую некоторые путают с благодатью – давно осуждена как ересь и здесь не рассматривается. Такая ошибка, когда свободу путают с анархией, является общераспространенной.
Другая ошибка заключается в том, что благодать, как и демократию, «объявить с такого-то дня» невозможно. До них надо дорасти. Их надо выстрадать, купить дорогой ценой, понять и принять всем сердцем. Иначе получатся как раз разнузданность и анархия. Поэтому оставим закон для блудников – духовных и физических, а благодать примем в полноте Духа для праведных во Христе.

Примечания.
1. Слово «благодать» может иметь разные смыслы. Какой из них имеется в виду, понятно из контекста.
2. Слово «праведник» тоже имеет разные смыслы. Здесь имеется в виду человек, оправданный через жертву Иисуса Христа, делающий правду из-за выбора жить по духу, а не из страха наказания.


Станислав Вершинин

Комментарии

Кегль - 27.01.2007 19:01:15

«Галаты, глупцы, кто вас сглазил?» - это, конечно, не перевод, а скорее пересказ.
Дословно так: "Неразумные галаты, кто вас околдавал"
греческое "баскайно" дословно переводится не сглазил, а околдавал, очаровал, прельстил...
С уважением


Стан - 27.01.2007 20:02:39

Спасибо.


Станислав - 14.02.2008 11:04:53

В качестве формального нарушения закона, когда дух его не нарушен, можно привести еще много случаев. Один из них - поедание Давидом хлебов предложения во дворе скинии.


ИМХО - 19.02.2008 19:28:22

Пора подбить бабки, Станислав. Если вы себя позициируете как специалист в области благодати-закона, то представьте алгоритым уже какой-нибудь, коротко и ясно и наглядно показывающий что к чему.


Думало - 20.02.2008 22:34:38

Закон или благодать?
Конечно благодать.
Давно уже всем ясно, по-моему.


Станислав - 21.02.2008 17:11:38

ИМХУ. А я думал, что в статье достаточно коротко, ясно и наглядно показаны алгоритмы соотношения благодати и закона и наших взаимотношений с ними. Которые я изложил не как специалист по ним, а как человек, имеющий откровения от Бога, по Его благодати. Если что-то конкретно неясно - спросите.


Имя:

Код подтверждения: введите цифрами сумму чисел: 10 + 9

Текст:

Жанры

Активные авторы

Все авторы: