Где же Бог?

Где же Бог?

«покажи нам Отца, и довольно для нас.» Ин. 14:8

Показать людям Бога – трудная задача. Во-первых, не все Его могут увидеть: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» Мф. 5:8. Во-вторых, «Бога не видел никто никогда» Ин. 1:18. Еще есть в-третьих, в-четвертых и т. д.
И все-таки, давайте попробуем показать Бога. Не для любопытных, а для ищущих.

Как можно видеть Бога
Знакомы ли вы с обманом зрения? Ловкого фокусника Дэвида Коперфильда называют волшебником. Экзальтированные дамы готовы отдать ему сердце и все остальное только за то, что он ловко обманывает их зрение. Фокусники от политики превращают людей в дурачков, показывая им то, чего нет на самом деле, и ловко маскируя очевидное. Некоторые люди хотят быть обманутыми, и становятся, по выражению В.И. Ленина, «глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике». Мумия того же Ленина в мавзолее пытается доказать нашему зрению, что «Ленин и теперь живее всех живых». Однако, чаще всего наше зрение обманывается без нашего ведома, как бы случайно: так оно настроено. Как будто что-то затуманивает его.
Будучи начинающим верующим, я однажды увидел, как человек, которого я считал очень духовным, из своего угла тихо смеется над довольно трагическим покаянием новообращенного. Эта картина больно ударила по моему сердцу; но в следующее мгновение я понял, что зрение обмануло меня: этот человек не насмехался, а сильно радовался за того, кто каялся. Зрение сыграло со мной злую шутку: я часто видел, как люди смеются друг над другом; но НИКОГДА не видел, чтобы человек так искренне радовался за другого человека. Отсюда понятен смысл сказанного Иисусом: «Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло» Лук. 11:34.
Итак, мы не можем увидеть Бога, если «око наше нечисто» - мы привыкли видеть зло и подсознательно ожидаем увидеть его. Так мы увидим злое даже там, где его нет, а доброе (Бога и Божье) увидеть не в состоянии.
Для атеистов Бога нет, и, как следствие, увидеть они Его не могут. Это свойство их зрения, а не «Божий недостаток». Когда Он придет, они скажут, что это массовые галлюцинации.
Бог не хочет показаться тем, кто хочет увидеть Его из-за любопытства, или, если кто-то, называя себя верующим, требует от Него доказательств. Такие мотивы он считает негодными.
Некоторые верующие видят Бога в видениях. Бог приходит к ним, говорит с ними. Другие верующие считают, что видения – не от Бога. Рассуждают они при этом в простоте примерно так: «Я ведь с Богом, а видений у меня нет. Значит, видения не от Бога!». Наверное, видения – не для всех.
Вернее всего Бога можно увидеть духовным зрением (очами сердца). Оно открывается часто даже без нашего усилия, и мы начинаем видеть Бога в красоте окружающего мира, гармоничной стройности мироздания, в невероятной сложности простейшей клетки, в верующих и их поступках. Иисус призывал учеников увидеть Бога именно духовным зрением, когда в ответ на просьбу Филиппа показать Отца сказал: «Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?» Ин. 14:9. Вот как сказал об этом Игорь Маломанов:
Картина вертится одна
В рожденном заново сознании:
С любовью смотрят с полотна
Глаза прощенного созданья.
Как оборотный уловить
Момент, все круто изменивший?
Где Тот, Который мог простить
В своем страданьи мир погибший?
Марии Магдалины взгляд
Несет в себе разгадку века:
Вперед смотри, а не назад -
Увидишь Богочеловека.
Он отражается в зрачках:
Простой наряд и лик невзрачный -
Его как будто второпях
Нанес художник неудачный.
От тайны в трепете смущён,
Сего итога не предвидя,
Я Господа в очах ее
Когда уверовал, увидел.
Я нахожу везде Его
Любви бездонной океан!
Но что прекраснее всего -
Христа во взоре христиан. Игорь Маломанов, г. Наб. Челны

Вот так. Чтобы увидеть, надо веровать. Чтобы увидеть зло, надо веровать во зло. Чтобы увидеть Бога, надо верить в Бога.

Есть Бог / нет Бога
Теперь переходим к конкретному показу Бога тем, кто способен увидеть.
Библия, сама по себе, является «отпечатком» Бога. Отпечатков, подобных этому, не оставил никто и ничто во Вселенной. Это не только рассказы и описания свидетелей. В ней присутствует неповторимая «печать», Дух Бога. Проникающий в эту дверь чувствует Его «запах», Его присутствие; разноголосый хор летописцев вдруг сливается в необычной гармонии, которая имеет явно не- или над-человеческое происхождение. Ритм твоего духа вдруг сливается с ритмом чего-то Огромного, Необычного, Властного, и, качаясь на волнах любви, влечется в глубины Неведомого. Это Неведомое – не аморфно-расплывчатое; оно очень особенное, легко узнаваемое, как голос матери; нелегко описываемое, но легко различимое от другого, недоброго.
Но наша задача – показать Бога, так сказать, воочию. Один из ярчайших примеров явления Бога показан в эпизодах, описанных во 2 Книге Царств, 23:8-12:
«Вот имена храбрых у Давида: Исбосеф Ахаманитянин, главный из трех; он поднял копье свое на восемьсот человек и поразил их в один раз. По нем Елеазар, сын Додо, сына Ахохи, из трех храбрых, бывших с Давидом, когда они порицанием вызывали Филистимлян, собравшихся на войну; израильтяне вышли против них, и он стал и поражал Филистимлян до того, что рука его утомилась и прилипла к мечу. И даровал Господь в тот день великую победу, и народ последовал за ним для того только, чтоб обирать [убитых]. За ним Шамма, сын Аге, Гараритянин. Когда Филистимляне собрались в Фирию, где было поле, засеянное чечевицею, и народ побежал от Филистимлян, то он стал среди поля и сберег его и поразил Филистимлян. И даровал тогда Господь великую победу.»
Посмотрим на эпизод, связанный с Шаммой. Весь народ бежит. Кто может сказать конкретно, где в этот момент находится Бог – впереди народа, или сзади? Может быть, Он в среде Своего народа? Или смотрит с неба? В данной ситуации Бог превращается в некое отвлеченное понятие: люди знают, что Он есть, но не могут ни увидеть Его, ни указать Его конкретное местонахождения. Но вот один остановился и поднял меч или копье. И тут же Бог появляется на сцене. Мы можем показать на Него пальцем – вот Он, с этим человеком! Ведь не может же человек своими силами поразить восемьсот человек, или целое войско, или сражаться так, что меч прилипает к руке! Слово говорит о Его присутствии однозначно: и даровал Господь великую победу. Кому даровал? Бегущим людям? Нет! Данному конкретному человеку, который своими действиями как будто «включил» Божье присутствие.
Столь же очевидно Божье присутствие проявляется в Книге Судей 15:14-19: «Когда он (Самсон) подошел к Лехе, Филистимляне с криком встретили его. И сошел на него Дух Господень, и веревки, бывшие на руках его, сделались, как перегоревший лен, и упали узы его с рук его. Нашел он свежую ослиную челюсть и, протянув руку свою, взял ее, и убил ею тысячу человек. И сказал Самсон: челюстью ослиною толпу, две толпы, челюстью ослиною убил я тысячу человек. Сказав это, бросил челюсть из руки своей и назвал то место: Рамаф - Лехи. И почувствовал сильную жажду и воззвал к Господу и сказал: Ты соделал рукою раба Твоего великое спасение сие; а теперь умру я от жажды, и попаду в руки необрезанных. И разверз Бог ямину в Лехе, и потекла из нее вода. Он напился, и возвратился дух его, и он ожил; оттого и наречено имя месту сему: "Источник взывающего", который в Лехе до сего дня.»
Присутствие Божье обозначается сразу же, когда возникает в Нём нужда: встретили враги – филистимляне, надо драться. «И сошел на него Дух Господень» – это видно невооруженным глазом в последующих действиях: необычайная сила, веревки стали как труха, необычное оружие, необычные действия, когда никто не может ни достойно противодействовать, ни убежать. Момент появления Бога на сцене четко виден. Момент исчезновения – тоже: когда Самсон «бросил челюсть из руки своей». Бой закончен; мотив, вызвавший Бога на сцену бытия, невольно исчез. «И почувствовал сильную жажду» - вот слова, говорящие о том, что Бог «ушел». Остался человек, тело которого невероятно обезвожено во время действия человеческого организма с нечеловеческой силой и скоростью. (Точность таких последствий подтвердит любой врач). Самсон остался один на один со своей человеческой плотью. Он не в состоянии пройти даже малейшее расстояние. Сознавая, что он при смерти, Самсон воззвал к Богу. Тут же Бог «включается» опять: прямо перед Самсоном разверзается яма с водой. (Почему Бог не сделал этого раньше, до его просьбы?).
Можно буквально увидеть картину: есть Бог/нет Бога, есть Бог/нет Бога и так далее. Для этого даже не надо быть очень зрячим. Надо верить в то, что написано, и уметь увидеть эту картину. Нам открываются интересные вещи: действия человека как бы «включают» и «выключают» Бога. И такая власть – привлекать в ситуацию Божье присутствие - дана каждому верующему. (Здесь уместно предостеречь от крайности, проповедуемой «евангелистами процветания». Они пытаются поймать Бога Его обетованиями, буквально «хватают Его за бороду», пытаясь уловить Его на слове. Им кажется, что молитва и пост – инструменты воздействия на «упрямого», «забывчивого» или «глуховатого» Бога, когда им что-то от Него нужно. Для них молитва превращается в оккультное заклинание с волшебными словами «кровь», «огонь», «Иисус Христос», которым они, как сыновья Скевы, надеются ЗАСТАВИТЬ Бога что-то сделать. Точно в такую игру играют экстрасенсы и прочие оккультисты, думая, что они повелевают духам. На самом деле, такая опасная игра с духовным миром заканчивается трагически для «повелителей». Пытаться воздействовать на Бога – глупо. Это самая суверенная (свободная) личность во Вселенной. Бог – Верховный Правитель, не подчиняющийся никому и ничему. Свои решения Он принимает, основываясь только на Своей любви, святости и мудрости. Имя Иисуса Христа открывает вход к Отцу не тем, кто его произносит, а только тем, кто действительно во Христе – т.е., далек от земных вожделений).
Почему же складывается впечатление такой легкости, с которой мы можем привлечь Бога в любой момент нашего бытия? Потому что Бог действительно верен Своей любви, своим обетованиям. Но пытающийся «поймать» Его на этом - действует не в том духе, не с тем сердцем. Но другим Бог никогда «не в силах отказать»! Кому же?
Самый яркий пример – Давид, «муж по сердцу Божьему». Это не означает – «любимчик». У Бога любимчиков нет – Он справедлив. Это значит, что в Давиде есть нечто очень правильное, то, что нравится Богу. Точно так же, как нравилось бы Ему в любом из нас. Что же это? Посмотрим внимательнее.
Во многих эпизодах Давид кажется безрассудным и даже наглым (вспомним реакцию его брата). Но это именно «кажется». Давид имеет дерзновение – мотив, чувство, внешне похожее на наглость или гордость, но противоположное по знаку. Наглость, гордость, напыщенность – исходят от своего «Я»; дерзновение исходит от Бога. Давид «безрассудно» бросается на львов и медведей, крадущих овец. (Заметим, что он вовсе не так уж силен, невысок ростом и юн. Он пастух, а не воин. И, кстати, опять вопрос: почему Бог не предотвращал нападения зверей на овец?). Те, естественно, набрасываются на него, но он бесстрашно сражается – и побеждает! В целой армии Божьего народа – Израиля не находится ни одного человека, желающего рискнуть и сразиться насмерть с могучим воином Голиафом. Ни одного, кроме «нахального» пастушка, которого больше интересует награда, чем военные хитрости и вооружение, которыми можно свалить такого сильного воина. Он выходит против него – и роняет Голиафа! В чем же его секрет? Ответы разбросаны по многим местам его жизнеописания, а также в Псалмах:
«Господь слышит, когда я призываю Его.» Пс. 4:4.
«От Господа спасение» Пс. 3:9.
«На Господа уповаю» Пс. 10:1.
«Ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе.» Пс. 33:11.
Но достаточно всего одного места: «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь.» Пс. 15:8. Есть в Писаниях такие фразы: если делать ударение на каждом слове по очереди, то получится каждый раз новая проповедь. Одна из таких фраз – именно эта. Сделаем ударение на слове «всегда» - это ответ нам и проповедь о том, что Давид ПОСТОЯННО находился в Божьем присутствии. «Видел» - говорит нам об особом характере отношений Давида с Богом: не «чувствовал» (как, например, харизматы), не «знал» (как большинство из верующих), не «верил» (как лучшие из нас), а ВИДЕЛ! «Одесную» - значит, справа; он видел Бога всегда правым, т.е., святым, верным Своим обетованиям и завету. «Не поколеблюсь» - он ни на йоту не сомневался в том, что он видел и знал о Боге. Бог был в завете со ВСЕМ Израилем; но только ОДИН человек оказался в завете с Богом – Давид. Вот причина его дерзновения! Бросаясь на льва, медведя, на Голиафа, он нисколько не сомневался, что делает угодное Богу и Бог воюет на его стороне и, несомненно, хранит его и дает ему победу. Вот его детская вера, дающая ему недетское дерзновение!
Можно представить, что Бог мог бы сказать Давиду примерно следующее: «Давид, я знаю, что ты любишь овец, и что ты – отважный мальчик. Но представь, как огорчится твой отец, если медведь или лев, на которых ты так безрассудно бросаешься, ранят или даже убьют тебя! Ведь твоя жизнь гораздо дороже жизни овец!». Но Давид никогда «не давал Богу шанса». Давид «делал Богу предложения, от которых Он не мог отказаться». Не угрозами, не заклинаниями «во имя крови», не назойливыми напоминаниями о завете, не хитро построенной молитвой попрошайки, а детской верой в то, что а) он делает всё правильно и б) Бог, несомненно, с ним и за него, потому что они с Богом – в завете.
Представьте себе, что вы – хороший отец, который учит сына храбрости, защищать слабых и т.д. Но вот сын неожиданно вырывает свою руку из вашей и в следующую минуту вы видите его с прутиком в руках, защищающего упавшего на землю птенчика от большой кобры. Кобра рассержена, она поднялась и готовится к решительному удару. Каковы будут ваши действия? Уверен, что вы сперва снесете голову кобре, и только потом станете объяснять сынишке, что осторожность – свойство мудрости. Так поступает и Бог.
Когда человек поднимает оружие, бросается в атаку, начинает дело, открывает рот во имя Бога, с детской верой в то, что Бог его не бросит – Бог, верный Себе, немедленно включается в ситуацию со всей Своей силой, любовью и мудростью. Поэтому те, кто живут этой верой, кто всегда видит Бога перед собой и знают Его как Святого – всегда в победе! Кто только начинает жить по вере, люди с чистым сердцем – обязательно увидят Его! Чтобы потом научиться видеть Его ВСЕГДА.
Так, вызывая Бога из «небытия» невидимого мира в мир физический, жили многие люди Библии. Так жил пророк Илия. Вот мы видим его, вооруженного Божьим Духом, в одиночку бросающего вызов многочисленным врагам, низводящего на землю Божий огонь, нечеловеческим усилием рубящего мечом несколько сотен человек, низводящего на землю дождь, и, наконец, бегущего с нечеловеческой силой и выносливостью перед колесницей на расстояние около 40 километров. За сутки он потратил энергии столько, сколько человек тратит порой за всю жизнь. Яркое явление Бога людям! Но вот победа завершилась – Бог остается в сознании, но Его явного присутствия ситуация больше не требует. И остается жалкий, усталый, дрожащий человек, плачущий под кустом…Эта яркая картина отсутствия («минус 1»)- напоминание нам всем, как жалки мы без Бога! Но вот Бог является вновь – и картина меняется: «заряженный» Богом Илия (+1) снова в непрерывном «марафоне» день и ночь!

Что нам делать, мужи братия?
Можно сделать важные выводы. «Но Ты, Святый, живешь среди славословий Израиля.» Пс. 21:4 Упрощенно можно сказать: нет славословий – нет среды для Бога. Бог присутствует везде, но можно никогда не увидеть Его, если в Нем не нуждаться. Причина появления Бога в конкретное время в определенном месте не в том, что Он нуждается в нас, а в том, что мы нуждаемся в Нем. Надо приготовить Ему трон – тогда Он воссядет.
Бог – не Бог мертвых, а Бог живых. Это можно трактовать так, что правил адом и смертью дьявол, а умершие «несвятые» люди находились в забытьи, до суда и смерти второй. «Исправил» это Иисус Христос, который спустился в ад и взял ключи ада и смерти. Транспонируя и размышляя дальше, можно выяснить, что Бог – не Бог статики, а Бог динамики. Проще говоря, пока нет движения, нет жизни – нет и Божьего присутствия («нет Бога»). Пока вы лежите и мечтаете – ничего не будет. Но вот вы встали и начали действовать – «подняли копье»- (ваша вера стала действенной, т.е., живой) – и Бог тут же появляется! И нас Бог видит не в статике, а в динамике – Его не интересуют наши достижения или звания (достигнутое положение), Его интересует вектор нашего движения – куда в данный момент направлены наши помыслы, наша вера – вверх, на Него, или вбок – на мнение окружающих, или на себя: «Велик я в Боге!» (Лучше – «Велик Бог во мне!»: это вектор вверх). Поэтому положение грешника, лежащего в грязи, но смотрящего с надеждой вверх, лучше, чем положение епископа, довольного собой и своим положением. Можно сделать 2 практических вывода: 1) Надо забывать не только грехи, но и достижения – каждый день надо представать пред ним «голеньким», как ребенок, без заслуг и регалий, как человек, больше всех нуждающийся в Нем; 2) Многие говорят так: «Пока Бог мне не скажет – я пальцем не пошевельну!» - мне такая позиция кажется ущербной по 2 причинам: а) нельзя вообще ничего не делать. Есть общие повеления Бога («идите и проповедуйте», и еще множество других). Так можно всю жизнь не дождаться от Него никаких повелений. б) для меня действует «закон движения» - двигаюсь, значит, живу – это как на велосипеде: нельзя стоять, можно только ехать. И, когда я еду, Богу легче поправлять меня – Он движется рядом (потому что я в движении) и иногда сапогом* поправляет колесо в нужную сторону. Ему легко повернуть меня даже на 180 градусов.
Мы, верующие, делаем Бога видимым. Мы несем земле Его правду, несем отверженным Его евангелие. Мы – Его руки, ноги и голос. Это великая честь и большая ответственность.
Почему же Бог не предотвращает многие события? Или, перефразируя неверующих – куда смотрел Бог, когда… Начиная отвечать на этот вопрос, обнаружил, что это – тема отдельной большой статьи. А пока – подумайте сами: это важный вопрос.
В Библии для исследователей открывается очень много знаний. Сами по себе знания нейтральны; они хороши, как инструмент веры, и плохи, как фундамент - надмевают. Знающий – имеет; познавший – любит.
Самая главная беда нас, людей последнего времени в том, что мы слишком рациональны. Нас очень часто обманывали, и мы ни во что не верим. Мы наглы и напыщенны, но не имеем дерзновения. Мы видели достаточно зла и неправды, чтобы в нас начала охладевать или вовсе не поселилась любовь. Наша вера рассудочна; правильнее назвать ее маловерием. В нас нет детской простоты и доверчивости: мы не хотим быть обманутыми или разочарованными. Поэтому, убегая от рабских тягот этой жизни, Чермное море, которое Бог милостиво расторгнул для нас, мы перейдем. Но в обетованную землю не войдем – преградой встанет Иордан, который надо переходить уже верою: очистившись и освятившись, ступить в воду, а не в открытый в воде проход. Это ядовитая отрава от укусов змей этого мира: лжи, беззакония, злобы, зависти, жадности, желания иметь одновременно блага земные и небесные. Исцелиться можно, только взглянув на Христа, увидев Его реально, в «живую». Поэтому так важно верить, и, веруя - видеть!
Этого надо сильно захотеть! Умеем ли мы сильно хотеть? Это вопрос цены, которую мы готовы заплатить. В Брежневские** времена пиво у нас было дефицитом. Захотев пива, мы начинали ездить по городу из одного конца в другой, расспрашивать людей, вставали в гигантские очереди, убивая порой банками тех, кто лез вперед… Получив, наконец, в руки банку с мутной жижей, мы шли домой счастливыми победителями.
Сегодня, видя небо хмурым, мы думаем – идти или нет в церковь; начинаем «прислушиваться» - не болит ли что-нибудь? Такова цена Бога и Божьего в наших глазах…
Может ли увидеть Бога тот, кто ТАК Его ценит?


Примечания. * Бог обут в сапоги: «на Едома простру сапог Мой.» Пс. 59:10
** Брежнев – советский политический деятель эпохи Аллы Пугачевой


Станислав Вершинин

Комментарии

Имя:

Код подтверждения: введите цифрами сумму чисел: 5 + 5

Текст:

Жанры

Активные авторы

Все авторы: