Христианская фанера

и другие нехристианские формы музыкального служения в христианских церквах

Левиты Нового Завета

В то время отделил Господь колено Левиино, чтобы?предстоять пред Господом?
Втор. 10:8

Когда в церкви заходит разговор о хористах, певцах или музыкантах, невольно встает сравнение со служением левитов в Ветхом Завете. Их так нередко и называют: Левиты Нового Завета.
Из среды Израиля Господь отделил колено Левиина для опрeделенных целей: носить ковчег завета, предстоять пред Господом, служить Ему, благословлять Именем Его (Втор. 10:8). Этому колену не было удела среди сынов Израиля, оно было отделено для Господа и Сам Господь был уделом его. Все многочисленные обязанности потомков Левия можно суммировать четырьмя словами: носить, предстоять, служить, благословлять. Кто-то выполнял физические работы, связанные со служением при скинии, позднее в храме; кто-то совершал жертвоприношения; кто-то непосредственно нес службы в скинии или в храме; свяшенники возвещали людям волю Божию и ходатайствовали за народ пред Богом.

Среди прочих обязанностей левиты несли и музыкальное служение. Во времена Давида из тридцати восьми тысяч левитов старше тридцати лет, четыре тысячи, обладающие соответствующими способностями, были отделены для прославления Бога на различных музыкальных орудиях (1Пар.23:5).

Музыкальное служение распространено и в современных христианских церквах. Это и вокальная музыка: общее, хоровое, групповое, сольное пение, а также и инструментальная музыка оркестров и ансамблей различных видов, направлений и составов. Причем инструментальная музыка используется как аккомпанемент пению, так и как самостоятельный вид христианского искусства. Да будет благословенна христианская музыка и пение в наших церквах.

Как всякое духовное служение, музыка имеет свои трудности, проблемы и нарекания. Это, конечно, не причины, чтобы вообще запрещать музыку, как это происходит в некоторых отдельных церквах, но это повод для серьезного осмысления христианской музыки, как одного из видов церковного служения, чтобы определить, что же не допустимо в музыкальном служении, что является вредным, антидуховным, нехристианским.

Чтобы звучала музыка, необходимо, как минимум, три составляющих: инструмент, музыкальное произведение и исполнитель или музыкант.

Бездушные вещи

Бездушные вещи, издающие звук?
1Кор. 14: 7

Издавна в служении перед Богом применялись самые разные музыкальные иструменты: струнные, духовые, ударные. Первые музыкальные инструменты, упоминаемые в Библии - гусли и свирель (Быт. 4:21). Позднее были изобретены и другие инструменты. Широкий их спектр применялся в ветхозаветнем служении во времена Давида и Соломона: цитры, псалтирь, тимпаны, кимвалы, трубы... Многие из этих инструментов были созданы Давидом.

В истории церкви есть немало случаев, когда музыка в церквах запрещалась совсем, или же ограничивалось употребление каких-либо инструментов.

Но может ли быть какой-либо инструмент более христианским, чем другой? Библейские гусли могут ли быть более божественными, чем гитара; серебряная труба древнего израильского священника более духовной, чем инструменты современного духового оркестра? Апостол Павел справедливо отмечает, что музыкальные инструменты - это бездушные вещи (1Кор. 14: 7-8). (См. также статью "Бездушные вещи в духовном служении" Сеятель Истины № 5-6 май-июнь 2003) Инструменты - мертвая материя, орудие для физического воплощения музыки. Как столяр своими руками, при помощи столярных инструментов создает мебель, так и в руках музыканта музыкальный инструмент воспроизводит музыку. Одними и теми же столярными инструментами, из одинакового материала можно сделать и кафедру для проповеди, и крест для распятия. Не имеет смысла запрещать использование в церковной музыке какие-либо инструменты (ударные, например), или объявлять барабан нехристианским потому, что его, скажем, используют шаманы, или считать саксофон джазовым инструментом, если он широко используется в джазовой музыке, или изымать из употребления гитару, если под ее аккомпанемент пелись шлягеры или же непристойные блатные песни на улице...

Да, есть немало действительно справедливых нареканий на современную христианскую музыку, но дело здесь не в инструментах а в исполнителях, как и "музыка не в инструменте, а в душе" . (Н. Паганини) Никому ведь не придет в голову назвать соль негодной вещью только из-за того, что хозяйка борщ пересолила. Так и в христианской музыке при использовании каких-либо конкретных инструментов важно не переборщить.

Фанера

будет ли прах славить Тебя?
Пс. 29:10

Наше время характерно тем, что на смену многим натуральным ценностям пришли их искусственные заменители: кожу заменяют дермантины и другие кожезаменители, вместо шерстяных и льняных тканей используется синтетика, керамика уступает место полимерам, дерево подменяется различными древесно-стружечными плитами, фанерой.

Научно-техническая революция производит революцию и в мире музыки: происходит смещение натуральных инструментов и замена их электронными. Вместо музыкальных инструментов широко используются магнитофоны, синтезаторы, компьютеры и другие электронные устройства, позволяющие генерировать звуки и манипулировать ими. Музыка приобрела такие понятия, как электронная, компьютерная. С появлением новых тембровых характеристик звуков появляются и новые музыкальные стили и направления. "Безумные комбинации гитарных усилителей привели к созданию тяжелого рока." (Дубровский Д. Ю. Компьютер для музыкантов профессионалов и любителей.)

Христианская церковь принимает и внедряет в своем музыкальном служении все эти современные новшества, искусно смешивает разнородные, несмешиваемые вещи, соединяет несовместимое. Проводятся фестивали, цель которых - "объединить христианскую музыку всех существующих музыкальных течений и направлений (от классики до хард-рока) на одной сцене." (О "Мостах любви", БДГ "Беларусь - США: новый мост" 15/08/2000) Вместо небесной звучит "космическая" музыка. Появились определения, слова в которых - взаимоисключающие понятия: христианский рок, христианский рок-концерт, христианская рок-группа "Новый Иерусалим", - эти понятия, по своей сущности такого же типа, как "православный атеист", как определил свое мировозрение президент Беларуси А. Лукашенко. Может скоро "святой грех" или "небесный ад" появятся?

Как в среде мирской эстрады, так и в церкви широкое распространение получила фонограмма, которая, к сожалению, стала почти обязательным атрибутом современных левитов. Искусственная музыка фонограмм, как имплант, вжилась уже в живое служение Богу. Фанера. Вроде бы из дерева, но не натуральная древесина. Искусственность. Музыкальный прах. Иллюзия музыкального служения и элементарный обман. Процветает использование фонограмм, на которых записаны не только инструментальное сопровождение, но и голоса. Исполнителям остается только беззвучно открывать рты в такт фонограмме и изображать воодушевление, радость и предстояние пред Богом. На сцене микрофон держит один, (поди-разберись поет, или только рот открывает), а из динамиков звучит дуэт, а то и целая группа. Электронно-механическое служение Богу. И если лет 10-15 назад еще старались это как-то скрывать (помню, братья очень переживали, не сильно ли заметно было, что три человека "поют" на четыре голоса), то сейчас - это вполне в норме. Один брат-певец так и заявил, беря в руки микрофон: "Следующую песню я спою в два голоса." Не левит предстоит перед Богом, а некое чудовище о двух головах, сказочный персонаж.

Не только отдельные солисты или группы, но даже хоры умудряются петь под электронный аккомпанемент фонограммы. А это ведь дискредитирует хоровое служение и назначение регента, который сам становится механическим придатком магнитофона. Странно смотреть: включили магнитофон и дирижируют. Пародия какая-то. Пред Господом!?

Интересно, почему проповедники еще не додумались магнитофон вместо себя на кафедру ставить?

Шарманка

что это в руке у тебя?
Исх. 4:2

В России, в начале девятнадцатого века среди бродячих музыкантов была популярной шарманка, представляющая собой небольшой ящик, внутри которого помещен несложный механизм. При вращении рукоятки звучала очень простая и примитивная по гармоническому содержанию мелодия. Игра на шарманке не требовала исполнительских навыков и музыкального таланта. Механически запрограммированная мелодия в ней повторяется множество раз.

И бродили шарманщики по городам. Их часто сопровождали ручные обезьянки. Шарманщик крутил рукоятку и пел песни под аккомпанемент своей шарманки, а обезьянка со шляпой обходила прохожих, которые бросали в шляпу монеты.

Много воды утекло с тех пор, много мелодий пропето. Далеко вперед шагнула наука и техника. Но принципы часто остаются теми же. Основными помощниками современных музыкантов являются синтезаторы, - устройства, звук в котором создается в результате генерирования электрических сигналов. В их памяти записаны образцы звучания различных инструментов, которые могут воспроизводиться с разной высотой под управлением клавиатуры. Таким образом один исполнитель может имитировать звучание какого-либо музыкального инструмента, или же целого оркестра. Не играть, а именно имитировать, подражать, подделывать. Еще большие возможности на этом поприще дают сенквенсеры и компьютеры, которые, вместe с синтезаторами, позволяют манипулировать звуками, придавать им новое, неестественное звучание, новые тембры и оттенки. В результате мы имеем настоящие музыкальные автоматы, оборудование, приспособления, не для того, чтобы играть, а чтобы "делать" музыку.

Так что это в руках у тебя? Музыкальный инструмент!?
И звучит в наших церквах музыка. А какой инструмент, какой оркестр играет? Клавиши. Не подлинная музыка. Имитация, подделка, подражание.

И такую музыку слушают наши дети. Какие левиты из них вырастут, если сейчас они воспитываются на искусственной музыке, если родители, не заботятся о том, чтобы обучить детей игре на музыкальных инструментах, но, идя по пути наименьшего сопротивления, с раннего детства прививают им артистические навыки пения под магнитофон; если во многих церквах музыкальное служение пущено на самотёк, и руководство не заботится о музыкальном образовании и не прилагает старания по организации оркестров?

Отчего же в христианской церкви такое широкое применение находят фанерные музыка и инструменты? Не оттого ли, что и другие области духовного служения уже из того же материала - искусственные, фанерные? А не одеревенели ли уже и наши души, не окаменели ли сердца?

А электронные технологии прогрессируют неудержимыми темпами. Нет ничего удивительного, если в ближайшем будущем можно будет манипулировать не только музыкальными звуками, но и голосами человека и имитировать их. Представляете, заложил в компьютер необходимый текст и озвучил его голосом любого человека. Хочешь, проповедь подготовь с еретическим учением, да и обнародуй её голосом уважаемого проповедника или пастора. Не нравится? А с музыкальными инструментами, музыкой, можно делать что угодно? Бездушные вещи.

Что играем, что поём

...у каждого из вас есть псалом
1Кор. 14:26

Как-то один пастырь сказал: "Неважно кто поёт и как поет, важно что поёт." Категорически не соглашаясь с первыми двумя утверждениями, следует подметить, что действительно, очень важно, что поётся и какие произведения звучат в наших церквах.

Естественно, музыкальный репертуар христианских церквей должен быть христианским. Это требование относится ко всему музыкально-певческому служению, включая общее, хоровое, сольное и т.д. пение, а также и музыку групп и оркестров.

Среди христиан довольно часто можно встретить мнение, что самый главный элемент в песне - это слова, а музыка, мелодия - это не столь важный, второстепенный аспект, поэтому главное, чтобы были слова про Бога. Но любая песня - это синтез поэзии и непосредственно музыки, поэтому, как слова, так и музыка должны соответствовать христианским критериям.

Но у современных христиан и критерии современные. Уже не нравятся старые христианские гимны. Новые подавай. Уже не современно петь, например, "О я грешник бедный." Один регент, объявляя номер этого гимна, сказал, что многие не хотят петь эти слова, так мы будем петь "Был я грешник бедный." Что ж..., бедность духовная. И поются модерные тексты очень часто слабые в литературно-художественном плане, лишенные смысла и духовной глубины, начиненные неблагоговейными выражениями, об "осколках неба", в которых действует "голубоглазый Бог", и Христос становится "супер звездой", или наоборот просто "парнем", "партнером" по бизнесу и т.д. Как не стала Россия христианской оттого, что ее первый президент свечку в церкви поставил, так и упоминание имени Бога в тексте не делает песню божественной и духовной. А впрочем, уже не всегда и христианские слова нужны. Как сказал вокалист христианской рок-группы А. Патлис: "...мы начали активно ездить на гастроли, пока однажды не поняли, что вовсе не обязательно играть церковные песни - можно и через обычные современные песни говорить людям о Боге." Таким же образом, поя современные песни, можно однажды понять, что вовсе необязательно говорить людям о Боге, что как-нибудь и без Бога прожить можно.

Еще одна христианская немощь и бескультурье проявляется когда к христианским словам подбирается мирская, пусть даже и хорошая, красивая, музыка. И звучит смесь. "Так вот почему коммунисты всегда крутили эту песню на итальянском языке," - воскликнул один брат, когда услышал со сцены конференции христианские слова на знаменитую мелодию итальянского певца, - "не хотели нам смысл показывать." Но коммунисты проявляли больше смысла и культуры, уважая права авторов и не искажая их произведений. А у нас могут звучать серьезные христианские слова на мелодию американской песенки о новогодней елочке.

Но не всегда наши заимствуют у мирских или заграничных. У своих тоже. Понравилась кому-то музыка прекрасного хорового произведения Е. Пушкова "Небо". Только вот слова не совсем по душе пришлись, подставил свои. Не плохие тоже. Но взгляд на небо уже не тот. Не всякий желал посмотреть на небо из-за колючей проволоки. Каждый видит по-своему, со своей высоты культурного и духовного уровня.

А сколько мелодий певцы переделали, подгоняя их под свои вкусы, сколько песен изменили для того, чтобы продемонстрировать свой талант и возможности голоса. Сколько общеизвестных христианских гимнов в различных церквах поют на свой лад.

Неужели оскудели небесные источники, и у Бога нет больше талантов для своих детей, которые могли бы под благодатным воздействием Духа Святого создавать подлинно христианские, духовные шедевры, а не использовать в своем служении подделки под чужое благословение, под чужие таланты?

Еще больше проблем и вопросов с современной музыкой. Общее направление нехристианких методов очень правильно выражено на вкладыше одного CD. Регент хора, диакон церкви С. Поляков пишет: "Секрет "помазанного служения хора" - с любовью прославлять Бога в пении, делать это профессионально, не сковывая себя рамками традиций, применяя новые стили и звучание." "С любоью прославлять Бога в пении, делать это профессионально," - очень правильно, так учит Слово Божие, это в рамках Евангелия. Но дальше - ни в какие рамки не входит: "не сковывая рамками традиций, применяя новые стили и звучание." И объясняет почему: "Ведь в любой музыке - как в современной, так и классической - есть Божье начало, а музыкантам, певцам надо только его найти." А по-моему, в музыке этого диска не только не найдено Божье начало, но и чисто человеческое потеряно напрочь. Особенно музыкальная интерпретация всемирно известной части "Аллилуйя" из оратории Генделя "Мессия" - это кощунственное издевательство над данным произведением, над музыкой вообще и над светлой памятью композитора в частности.

Таким регентам и исполнителям чисто по-человечески необходимо сказать: вы уж возьмите свои два-три слова и пару нот (как вы, впрочем, и делаете) и экспериментируйте над ними новые стили, формы и звучание, но не оскверняйте того, что создано не вами, да и всю музыку, которая находится в рамках требований Евангелия. Но не стоит искать божественное начало в музыке текущей не из Божиих источников.

К сожалению, приходится констатировать, что христианское направление музыки все больше остается в прошлом, поскольку в прошлом остается и прежний образ жизни.

Левит?

пойте Господу, святые Его
Пс. 29:5

Музыкант, певец - это главная, основная, очень важная фигура в музыкально-певческом служении. Бесспорно, способность петь, играть на музыкальных инструментах - это дары Божии, которыми, слава Богу, не обделен народ Его. И те, которые обладают ими, не должны зарывать их, но, упражнять, совершенствовать, употреблять их для славы Господней. Раб, который не употребил своих талантов, назван в Евангелии злым, негодным и ленивым.

Какова же характеристика будет тем, которые, не получив таланта певца или музыканта, становятся ими? А ведь есть певцы, которые стали ими только благодаря микрофону и усилителям, вокал которых ничего общего не имеет с пением и музыкой, и основная нагрузка их служения ложится не на исполнителя, а на аппаратуру, на звукооператора.

Но некоторые, действительно обладающие талантом, настолько стали механическими, что без электроники, без фонограммы ни в какую не станут петь ни Богу, ни людям. Такие и в небе, прежде чем воспеть новую песнь Господу, по-старинке будут искать электрическую розетку. Взяла певица микрофон, и из динамиков полился мощный, насыщенный, красивый альт в сопровождении оркестра... Но тут техника подвела. Заскрипело, защелкало что-то. В воздухе повисли обрывки аккордов, заикаться фанера стала (расслоилась видимо)... "Да пойте же, сестра, без аккомпанемента. У вас такой красивый голос!" Но певица постояла некоторое время на сцене и, видя, что звукооператор не может устранить проблему, села на свое место. Подвела электроника - голос иссяк, прекратилось служение левита. Умерла певица - без фонограммы и не левит. Как будто Бог даровал ей микрофон, а не певческий голос. А может эта душа и была не живая, а электронно-механическая?

Но некоторые поют, да еще как!?

Громко. Прежде чем начать петь певец или руководитель группы, как обычно, делает характерный жест большим пальцем вверх, показывая оператору за пультом: погромче, мол. И надрываются динамики. Брат, заткнув пальцами уши, говорит жене: "Так красивее и приятнее слушать." Звучит так громко, что и не имеющий ушей услышит.

Эффектно. На публику. Потрясывая головой, поводя плечами, подергивая телом, пощелкивая пальцами, пританцовывая, приплясывая... В общем так, как незнающему Бога можно петь "Улица, улица, улица широкая..." на сцене сельского клуба. Но можно ли так петь о Духе Святом в церкви?

Эмоционально. Да с такими интонациями, что один брат, прослушав СD с песнями о любви ко Христу, подметил, что видно не все хорошо у этой певицы в отношениях с мужем. О любви ко Христу надо петь, но без томных интонаций и эротических вздохов, а благоговейно, с трепетом. Ведь это совсем другая любовь.

Артистично. Исскуственно. Лицемерно. Как в театре. Вступление соответствующее сделать, в правильном месте красиво поднять руку, глаза возвести, наклониться вперед, плавно сделать шаг назад, резко повернуться, сойти со сцены, пройти по проходу (если микрофон без провода, или длина его позволяет), на колено стать, к слушателю какому-либо обратиться, поменять интонацию, слезу пустить... На следующий день в другой церкви все то же: слово в слово, жест в жест, в том же месте, с той же интонацией, даже слеза та же... механически выжатая.

Подражая другим певцам интонацией, голосом, жестами, мимикой, репертуаром, манерой исполнения. А хотелось бы слышать натуральный, естественный голос данного певца, а не чью-то копию. А копия, как известно, не бывает лучше оригинала. Таким певцам нужно напомнить слова Крылова: "Пой лучше хорошо щегленком, чем дурно соловьем."

А вдохновение где находят! Во вступлении перед исполнением песни певец сообщил, что стоял на коленях и вспомнил слова американского президента: "Never give up!" Эти слова послужили ему благословенным вдохновением - написал песню. Пропел, часто повторяя (с акцентом) "Never, Never", собрал "навар", уехал. И не сдастся. Уж лучше бы вспомнил слова Писания, что претерпевший до конца спасется.

И еще одна проблема на музыкальном поприще бывает случается с новообращенными, бывшими артистами. "Я был некогда в темноте..., - свидетельствовал бывший мирской музыкант, - но это ведь клёво быть со Христом!" - заключил он свое свидетельство и продемонстрировал насколько классной может быть христианская музыка. Только почему-то слишком много темноты принесено ими в светлую, духовную музыку. Происходит компромис - "всем удобно и приятно: миру в церкви, а церкви в миру." И не отличишь, где прошлая темнота, а где теперешний свет в Господе. Все клёвым стало.

А ведь церковь - это не театр, и музыкальное служение - не увеселительный или развлекательный номер в перерывах между проповедями. Еще в начале прошлого века русский историк В. О. Ключевский говорил: "Будем ходить в театр, чтобы возвращаться домой веселыми и уравновешенными, и покинем самообольщение, что воротимся оттуда добродетельными. Не будем смешивать театр с церковью, ибо труднее балаган сделать церковью, чем церковь превратить в балаган. Театралы от этого не выиграют, но молельщики проиграют: первые, оставаясь театралами, не станут молельщиками, но вторые перестанут быть ими, не став театралами."

Итак, очень важно, даже очень важно, не только что поёт, но и кто поёт, как поёт, когда поёт, где поёт. А еще важнее для чего, для кого, почему поёт. Ведь часто музыка звучит не для славы Богу, а на продажу. Почём христианская песня?

Пред Господом

С чем предстать мне пред Господом..?
Мих. 6:6

В истории народа Израильского были периоды, когда Бог с благоволением принимал служение своего народа, тогда и музыка была благоприятна Ему, когда в ответ на жертвоприношения, сопровождаемые пением хоров и игрой оркестров, Бог посещал храм облаком благословений. Но, к сожалению, были времена, когда Бог отворачивался от Израиля из-за их отступления. Хотя происходило служение, совершались жертвоприношения, но Бог говорил: "К чему Мне множество жертв ваших?... Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои?" (Ис. 1:11-12). И о музыке: "...и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают..." (Ис.5:12) "Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших. Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать." (Амос 5:21, 23)

Как же смотрит Господь на музыкальное служение современной церкви? Каким видит Он его? Желает ли слушать современную христианскую музыку? Требует ли Он от современной церкви мощной, оглушающе-громкой, компьютерно-магнитофонной музыки? Не скажет ли Он что-то наподобие, как говорил древним: "Удали от меня артистизм певцов твоих и шум компьютеризированной фанерной музыки синтезаторов и магнитофонов, ибо искусственное, механическое колебание диффузоров аккустических установок не приемлю Я"?

Господь желает естественного, натурального общения со своими детьми, как Отец с сыном, а не как зритель с артистами, общения не в записи, а вживую; он ожидает приятного благоухания натуральных, пусть даже и скромных цветов, а не искусственную красоту пышных бумажных или пластмассовых букетов. Он жаждет священного трепета любящей души, с благоговением, осознано предстоящей пред Всемогущим Богом. Он хочет слушать духовную, приятную музыку сладкозвучных гуслей, музыку исполняемую Его исскупленными чадами, музыку, идущую от благодарной души, и искреннего сердца.

Если Бог даровал тебе талант музыкального служения, осознанно предстань пред живым всемогущим Богом и от сердца послужи своим талантом Ему так, чтобы душа твоя, вместе с псалмопевцем могла воскликнуть: да славит Тебя душа моя и да не умолкает. Господи, Боже мой! буду славить Тебя вечно. (Пс. 29:13) Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь. Да будет благоприятна Ему песнь моя. (Пс. 103:33-34)

Тебе, Господи. Пред Тобою.

Александр Монтик

Комментарии

Ярослав - 26.12.2013 06:40:25

Александр Монтик, вы бредите.


Кегль - 26.12.2013 14:02:27

Ярослав, аргументируйте хотя бы коротенько вашу позицию. Иначе слова ваши не стоят и гроша.


галина - 22.07.2019 19:00:19

Благодарю за статью. У нас в церкви применяется фанера, мы старой закалки верующие не можем принять её.


Имя:

Код подтверждения: введите цифрами сумму чисел: 6 + 7

Текст:

Жанры

Активные авторы

Все авторы: